В Министерстве образования и науки России обсуждают возможность сделать предшкольную подготовку детей 5-6 лет обязательной.
Директор Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко сообщил, что соответствующие поправки собираются внести в российский закон «Об образовании». По идее, это может означать, что каждый пятилетний ребенок должен быть принят в старшую группу детсада и в течение двух лет проходить специальную подготовку к школе. Дети, посещающие дошкольные учреждения, ее получают и сейчас. Но вот незадача: в стране тысячи малышей ждут своей очереди стать воспитанниками детского сада. Дефицит закладывался в 90-е годы, когда множество этих учреждений было закрыто, перепрофилировано, их материальная база продавалась почем зря.
В детском саду «Незабудка»

В детском саду «Незабудка»

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

– Есть проблемы и в нашем крае, где за последнее время детишек, к счастью, прибавилось, а детских садов, особенно в городах, не хватает. Поправки в закон собираются принять уже в 2010 году. Возможно ли реализовать их на Ставрополье? С этим и другими вопросами наш корреспондент обратился к заместителю министра образования СК Ирине Кувалдиной.

– Ирина Владимировна, зачем вообще нужна обязательная подготовка будущих первоклассников? Всегда так было: одни дети до школы научились читать, считать, другие — нет. Как принято сейчас говорить, в чем проблема?

– Во-первых, учебные программы в начальной школе сегодня сложнее, чем были двадцать и даже десять лет назад. Ребенок, которого совсем к школе не готовили, будет отставать от более продвинутых сверстников. Во-вторых, трудно и учителю, если с одними детьми нужно букварь проходить, а другие уже бегло читают и им на уроке скучно. Предшкольная подготовка — шаг к тому, чтобы выравнять стартовые возможности всех.

– А чему нужно научить ребенка до школы? Читать, писать, рисовать?..

– Нет таких требований, чтобы ребенок умел, к примеру, читать. Но у него должны быть навыки самоорганизации, представление о работе в группе и т. д. Все это необходимые ступеньки к обучению грамоте. Программы, по которым работают в детсадах, это учитывают. Дошкольные учреждения теперь недаром называются образовательными.

– Но ведь детских садов на всех не хватает, и в ближайшее время задачу эту не решить.

– Стоимость одного места во вновь построенном детском саду сейчас обходится в сумму от 800 тысяч до миллиона рублей... Но эта проблема ведь и в советское время не была решена до конца. Новое типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях позволяет открывать группы для будущих первоклассников при школах и учреждениях дополнительного образования. Это могут быть в том числе и группы кратковременного пребывания, куда детей приводят на три часа два-три раза в неделю. Занятия с ними проводят как воспитатели дошкольных учреждений, так и учителя. Опыт такой у нас есть: группы кратковременного пребывания работают в Кисловодске, Лермонтове, Невинномысске и в целом ряде сельских районов – Кировском, Андроповском, Минераловодском, Предгорном, Туркменском и других. Причем в одних территориях ребятишек водят в детсады, в других – в школы, особенно там, где они стоят полупустые, в третьих задействованы учреждения допобразования.

– А если в селе ни школы, ни детсада? Не повезешь ведь пятилеток автобусом за несколько километров?

– На территории края населенных пунктов, где отсутствует начальная школа, практически нет. Кроме того, предшкольная подготовка предполагает даже такую форму, как обучение на базе семьи, обычно — многодетной. Женщина с педагогическим образованием после специальной переподготовки может организовать группу из троих-пятерых детей, своих и из других семей. В финансово богатых регионах есть опыт создания коммерческих детских групп, обычно в городах.

– Горожанам заведомо проще. Свои услуги по обучению малышей предлагают всяческие негосударственные фирмы. Там и хореография, и английский язык, и хорошие манеры. Да и при каждой городской школе есть хотя бы полугодичные курсы по подготовке детей микрорайона в первый класс. Но если занятия станут обязательными для всех дошкольников начиная с пяти лет, нужны будут и финансовые вливания, и новые специалисты.

– Мы к этому готовимся. В крае уже сейчас реализуются комплексные программы дошкольного образования «Радуга», «Развитие», «Школа-2100» и другие. Готовить специалистов сможет краевой институт повышения квалификации работников образования. С принятием поправок в закон будут решаться и вопросы финансирования.

– Ирина Владимировна, но ведь речь о маленьких детях! Программа «Школа-2100» для учащихся начальных классов настолько сложна, что, говорят, без ежедневной помощи родителей ребенок ее усвоить не может. Неужели ее элементы в обучение дошколят внедряют? И вообще жалко малышей!

– Знаете, нынешние дети с пяти лет и компьютером пользоваться умеют, и информацию усваивают в гораздо большем объеме, чем когда-то их родители. Век-то на дворе двадцать первый...

А вот что сообщила заместитель начальника управления образования краевого центра Лидия Козлова:

– С 2007 года постановлением главы города Ставрополя на базе двух муниципальных общеобразовательных учреждений – лицея № 35 и средней школы № 26 – открыты классы предшкольной подготовки. Сейчас там обучаются около 40 детей. В эти классы принимаются дошкольники 5,5-6,5 лет. Для них отведены отдельные помещения. Блок состоит из игровой комнаты, спальни, отдельного санузла, гардероба. У малышей пятидневная неделя с полным днем пребывания и четырехразовым питанием. Курсы по подготовке в первый класс проходят с октября по апрель в 36 общеобразовательных учреждениях краевого центра. Их посещают около 1400 детей.

Лариса ПРАЙСМАН

Если завтра в детсад / Газета «Ставропольская правда» / 10 апреля 2009 г.