Cтратегия развития здравоохранения Cтавропольского края до 2020 года
Стратегия – это идеология развития здравоохранения, перспективы развития отрасли. В рамках ее реализации разрабатываются конкретные программы на краткосрочный и долгосрочный периоды, направленные на достижение единых стратегических целей.
Главная цель стратегии – это повышение потенциала здоровья населения Ставропольского края на основе оптимального удовлетворения потребностей в качественной профилактической, лечебной и лекарственной помощи, улучшение в целом демографической ситуации в крае.
Учитывая, что состояние здоровья населения во многом зависит от экономических, социальных, географических и других факторов, необходимо четко определить зону ответственности здравоохранения в данном вопросе. В этой связи система здравоохранения Ставропольского края не может рассматриваться просто как сфера услуг, обеспечивающая соответствующие потребности отдельных категорий граждан. Она должна стать одной из главных составляющих государственной политики, реализуемой на всех уровнях власти. Поэтому в государственной политике и жизни общества должно быть четкое понимание, что современное эффективное здравоохранение – это залог устойчивого социально–экономического развития края.
Анализ демографической ситуации показал, что за последние пять лет основные показатели естественного движения населения улучшились: увеличилась рождаемость, снизились показатели общей смертности населения и смертности в трудоспособном возрасте, сократилась естественная убыль населения края, увеличилась средняя продолжительность жизни.
Бесплатную медицинскую помощь по Территориальной программе государственных гарантий в крае оказывают 128 больниц, 30 диспансеров, 5 специализированных центров, 507 амбулаторно–поликлинических учреждений, 11 станций скорой медицинской помощи и другие медицинские учреждения.
В настоящее время в здравоохранении Ставропольского края имеется комплекс проблем: слабая материально–техническая база отрасли, кадровый дефицит и дефицит финансовых ресурсов, ограничение доступности отдельных видов медицинской помощи для населения края, в том числе высокотехнологичной, несоответствие качества медицинской помощи существующим стандартам ее оказания. Кроме того, несовершенство системы обязательного медицинского страхования и отсутствие единого информационного продукта у участников лечебно–диагностического процесса, органов контроля и управления отраслью здравоохранения.
В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения в Ставропольском крае, а также для достижения поставленных целей разработаны мероприятия по приоритетным направлениям развития здравоохранения.
Формирование системы профилактики заболеваний и устойчивых принципов здорового образа жизни у населения путем создания постоянно действующей информационно–пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан, формирования моды на здоровье, внедрения системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан, ведения разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан.
Развитие первичной медико–санитарной помощи будет осуществляться по трем основным направлениям:
проведение работы, направленной на укрепление и развитие участковой службы с рациональным реформированием первичной медико–санитарной помощи населению в муниципальных районах по принципу работы общей врачебной практики с целью расширения внебольничного сектора оказания медицинской помощи и внедрения стационарозамещающих технологий;
обеспечение рациональной централизации проведения лечебно–диагностических мероприятий;
совершенствование работы скорой медицинской помощи, в том числе оптимизация маршрутов доставки больных в стационар в зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного.
С целью повышения доступности и качества специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи планируются строительство ведущих краевых специализированных центров медицинской помощи с последующей реконструкцией используемых зданий и переводом в них учреждений меньшей коечной мощности, развитие материально–технической базы стационаров, внедрение новых лечебно–диагностических и организационных технологий, обеспечение стандартизации лечебно–диагностического процесса,
Вместе с тем организована работа по оптимизации структуры коечного фонда, созданию подразделений восстановительного лечения (долечивания), реабилитации и медицинского ухода.
Одним из главных приоритетов является организация современной медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, пострадавшим при дорожно–транспортных происшествиях, развитие онкологической помощи населению и развитие службы крови.
В рамках направления «Охрана материнства и детства» планируется развивать новые организационные формы работы в поликлиниках, организация неонатологического приема в детских амбулаторно–поликлинических учреждениях и амбулаторных консультативно–диагностических отделений в специализированных родильных домах и перинатальных центрах. Будет развиваться сеть молодежных консультаций с целью профилактики нежелательной беременности, инфекций, передающихся половым путем, наркомании при беременности.
Доступность лекарственной помощи населению определяется наличием лекарственных средств на фармацевтическом рынке и экономической доступностью медикаментов. В этой связи необходимо развивать рынок фармацевтических услуг на основе конкуренции фармацевтических организаций независимо от формы собственности, осуществлять мониторинг цен на жизненно необходимые и важные лекарственные средства, использовать систему государственного контроля качества и безопасности лекарственных средств с целью предотвращения поступления на фармацевтический рынок некачественной и контрафактной продукции.
Вместе с тем важно сохранить и развивать в дальнейшем существующую сеть государственных и муниципальных аптек, сформировать единую систему информационных услуг для всех участников обращения лекарственных средств.
Оптимизация системы управления и эффективного использования ресурсов отрасли предполагает актуализацию нормативной правовой базы отрасли здравоохранения, проведение единой инвестиционной и инновационной политики, организацию информационного обеспечения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Ставропольского края, внедрение в учреждениях здравоохранения Ставропольского края современных информационных технологий, а также формирование единой системы планирования и оценки деятельности в сфере здравоохранения, основанной на показателях качества медицинской помощи.
Современная ситуация в здравоохранении предполагает проведение глубоких преобразований в области управления кадровым потенциалом отрасли, а именно: обеспечение соответствия подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли, модернизацию рабочих мест, повышение технической оснащенности труда медицинских работников. Немаловажное значение имеет установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников учреждений здравоохранения края, страхование их профессиональной ответственности.
Переход на одноканальное финансирование, реформирование оплаты труда медицинских работников с ориентацией на конечный результат и создание системы мотивации к качественному труду, привлечение в здравоохранение дополнительных внебюджетных источников финансирования, развитие оказания медицинской помощи в рамках добровольного медицинского страхования – основные задачи на ближайшие годы по совершенствованию финансирования отрасли здравоохранения.
Современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения. С учетом этого планируется решить следующие основные задачи:
- создание информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи;
- информационная поддержка лечебно–диагностического процесса, в том числе на основе обеспечения доступа медицинских работников к нормативно–справочной информации, необходимой для профессиональной деятельности;
- обеспечение дистанционных консультаций в рамках оказания специализированной помощи с применением методов телемедицины.
В целом реализация всех направлений стратегии позволит к 2020 году увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения края до 75 лет, снизить общий коэффициент смертности в 1,5 раза по отношению к уровню 2007 года, в том числе за счет снижения смертности от сердечно–сосудистых заболеваний, а также создать систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом достижений научно–технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально–экономического развития Ставропольского края в долгосрочной перспективе.
Разработка стратегии шла в период более благополучного положения дел в экономике края. Тем не менее в период кризиса подобный документ еще более востребован, и его смысловое содержание в сложной финансово–экономической ситуации остается неизменным. Возможно, замедлятся темпы достижения основных целевых показателей, однако министерство здравоохранения приложит все усилия, чтобы отставание не стало значительным по сравнению с намеченными планами.