00:00, 27 марта 2009 года

Стратегия развития сети автомобильных дорог в Ставропольском крае на 2009–2025 годы

Исходя из анализа общего географического положения видно, что Ставропольский край имеет исключительно выгодное положение благодаря расположению в центре Южного федерального округа, данное обстоятельство благоприятствует развитию региональных, межрегиональных (внутри Южного федерального округа и между ближайшими федеральными округами) и международных связей.

Через край проходят основной транзитный поток грузов и пассажиров из республик Северного Кавказа, Поволжья и закавказских государств (Азербайджан, Грузия), а также все основные коммуникации (Запад–Восток и Север–Юг).

Объемы перевозок, проходящих через Ставропольский край, в Южном федеральном округе составляют 15% грузовых и 18 % пассажирских.

Значение автомобильных дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения международной торговли и развития сферы услуг.

Однако в настоящее время социально–экономическое развитие Ставропольского края во многом сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно–эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития автомобильных дорог общего пользования.

Так, к слабым сторонам имеющейся сети автомобильных дорог края можно отнести:

радиальную структуру сети автомобильных дорог, ориентированную на крупные административные центры, с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог;

низкую пропускную способность автомобильных дорог из–за малого количества полос движения в одном направлении;

несоответствие прочностных характеристик автомобильных дорог и их искусственных сооружений действующим нагрузкам:

дороги строились под нагрузку – 6 т, новые требования – 10–15 т;

мостовые сооружения строились под нагрузку – 30 т, новые требования – 56 т;

недостаточный габарит мостовых сооружений (строились – 7 м, новые требования – 10–11,5 м);

недостаточное количество обходов населенных пунктов.

Для обеспечения благоприятных условий социально–экономического развития были определены стратегические цели:

развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

повышение конкурентоспособности транспортной системы Ставропольского края, России и реализация транзитного потенциала;

повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

содействие экономическому росту, укрепление единого экономического пространства.

Для достижения поставленных целей в рамках Стратегии планируется решить следующие задачи:

1. Увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования Ставропольского края, соответствующих нормативным требованиям. Решение данной задачи позволит увеличить пропускную способность дорожной сети, улучшить условия движения автотранспорта и снизить уровень аварийности за счет ликвидации грунтовых разрывов, реконструкции участков автомобильных дорог, имеющих переходный тип дорожной одежды проезжей части, строительства обходов населенных пунктов.

2. Создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения. Решение данной задачи позволит обеспечить автомобильное сообщение с районами и сельскими населенными пунктами, вывести транзитные транспортные потоки из городов за счет строительства обходов, повысить эффективность межрегиональных связей, что будет способствовать ускорению социально–экономического развития муниципальных районов края и субъекта в целом, улучшению автомобильного сообщения в сельской местности. Обеспечить потребность каждого жителя и всех хозяйствующих субъектов рынка доступностью к передвижению.

3. Увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования Ставропольского края, входящих в систему транспортных коридоров, соответствующих европейским нормативным требованиям. Решение данной задачи позволит создать новые экономические центры, расширить площадь территорий Ставропольского края, вовлеченных в активный экономический оборот, увеличив тем самым объем внутреннего рынка.

4. Повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам общего пользования Ставропольского края. Позволит сократить вредное воздействие автотранспорта на окружающую среду и повысить безопасность дорожного движения.

5. Обеспечение устойчивого функционирования дорожной сети края и транспортной безопасности дорожного хозяйства. Позволит улучшить транспортные связи в Ставропольском крае.

6. Формирование единой сети автомобильных дорог общего пользования без разрывов и «узких мест». Решение данной задачи позволит обеспечить безопасную, экономичную и удобную доставку грузов, пассажиров, тем самым способствуя ускорению экономического роста края.

Для реализации поставленных целей и задач были определены приоритеты развития и направления Стратегии:

формирование сети современных скоростных автомобильных магистралей на основных направлениях автотранспортных потоков, в том числе в составе транспортных коридоров, с доведением допустимых нагрузок и габаритов для транспортных средств до международных норм;

строительство новых и повышение технического уровня существующих автомобильных дорог, увеличение пропускной способности автомобильных дорог, в том числе и в населенных пунктах, строительство автодорожных обходов населенных пунктов, обеспечение подъезда к важнейшим транспортным узлам, железнодорожным станциям, аэропортам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры;

формирование единой сети автомобильных дорог общего пользования, отвечающей растущим потребностям в перевозках автомобильным транспортом и обеспечивающей круглогодичные связи между районами и населенными пунктами Ставропольского края;

сокращение транспортных издержек, повышение скоростей движения, оптимизация начертания сети автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения, снижение перепробега автомобильного транспорта, улучшение качества и снижение времени перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом;

реконструкция основных региональных дорог с доведением их параметров до I – II категорий;

выполнение работ, обеспечивающих перевод дорог с переходным типом покрытия в усовершенствованное, и уменьшение доли грунтовых дорог за счет устройства на них переходных и усовершенствованных покрытий;

совершенствование технических средств организации дорожного движения на существующей сети автомобильных дорог общего пользования.

Предлагаемая министерством Стратегия развития транспортной системы предусматривает использование уже существующих автомобильных дорог регионального значения II–III технических категорий и перевод их в более высокие технические категории путем реконструкции и строительства новых автомобильных дорог.

А также развитие транспортных коридоров, связывающих «Порты Черного – порты Каспийского морей», «Север – Юг», и создание «Рекреационного транспортного коридора», обеспечивающего приток туристов в эколого–курортный регион Кавказских Минеральных Вод, и транспортного коридора, обеспечивающего связи между соседними субъектами РФ в Южном федеральном округе.

В целях развития вышеуказанных транспортных коридоров предлагается:

строительство:

обходов населенных пунктов: г. Новоалександровск, г. Изобильный, с. Александровское, г. Светлоград (II очередь), г. Новопавловск, ст. Курская;

участков автомобильных дорог: Иргаклы – Абрам–Тюбе (в границах Ставропольского края), Новомарьевская – Каменнобродская, Каменнобродская – Армавир, Штурм – Дружба, Горьковский – Дружба, Рощино – Березкин, Стародворцовское – Темнолесская;

реконструкция участков автомобильных дорог:

Ростов–на–Дону (от М–4 «Дон») – Ставрополь;

Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск – Красногвардейское;

Ставрополь – Александровское – Минеральные Воды;

Светлоград – Благодарный – Буденновск;

Пятигорск – Георгиевск (под I техническую категорию) и ряд других объектов, включая мосты, развязки в разных уровнях.

Реализация Стратегии рассчитана на 2009 – 2025 годы и осуществляется в три этапа.

На I этапе (2009 – 2010 годы) планируется:

реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов;

строительство объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность края;

ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительства высокой степени готовности;

реконструкция наиболее загруженных участков сети автомобильных дорог;

подготовка и реализация пилотных проектов платных автомобильных дорог с целью привлечения внебюджетных средств для строительства и последующей эксплуатации таких дорог на коммерческой основе.

На II этапе (2011 – 2015 годы) планируется:

проведение работ по обеспечению сохранности автомобильных дорог, улучшению транспортно–эксплуатационного состояния сети этих автодорог, повышению безопасности и улучшению условий движения путем реконструкции участков данных дорог;

реконструкция наиболее загруженных участков сети автомобильных дорог на подходах к городам, строительство автодорожных обходов населенных пунктов;

реализация проектов строительства платных автомобильных дорог общего пользования регионального значения;

привлечение внебюджетных средств, в том числе заемных, для строительства и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе.

На III этапе (2015 – 2025 годы) планируется:

продолжить работу:

по реконструкции наиболее загруженных участков сети автомобильных дорог;

по строительству обходов населенных пунктов, участков дорог на подходах к транспортным узлам (аэропорты, железнодорожные станции, автовокзалы);

завершить создание единой опорной сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения без разрывов и «узких мест».

Реализация запланированных мероприятий Стратегии позволит достигнуть следующих эффектов:

повышение доли протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно–эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог регионального значения до 60%;

снижение доли автомобильных дорог общего пользования регионального значения, обслуживающих движение с превышением нормативной загрузки до 15%;

увеличение срока службы дорожных одежд в среднем по сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения на 20–25%;

прирост средней скорости движения транспортных потоков по сети автомобильных дорог регионального значения на 0,5%;

снижение транспортных расходов участников дорожного движения за счет уменьшения себестоимости автомобильных перевозок на 12%;

обеспечить практически все населенные пункты сельского типа круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог с твердым покрытием.

Данные показатели позволят ускорить темпы роста социально–экономического развития края путем уменьшения издержек предприятий автомобильного транспорта и тем самым снижения тарифов на перевозки грузов и пассажиров, что влияет на стоимость товаров, работ и услуг в промежуточном и конечном потреблении.

То есть ниже цена, выше спрос, а следовательно, увеличиваются товарооборот и рост реального валового внутреннего продукта.

Уважаемые читатели! Ознакомиться с проектом «Стратегии развития сети автомобильных дорог Ставропольского края (2009–2025 годы)» возможно по следующему электронному адресу: www.portal.stavkray.ru/.

Будем рады выслушать ваши предложения и пожелания по дополнению проекта Стратегии. Все предложения просим направлять по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Советская, 9.

(Соб. инф.).