Стратегия развития потребительского рынка в Ставропольском крае до 2020 года
Численность занятых в торговле в крае составляет 200 тысяч человек – 7,4 процента от общей численности населения края, в бытовом обслуживании занято около 20 тысяч человек.
С точки зрения развития торговли, Ставропольский край является осевым регионом Северного Кавказа.
Потребительский рынок края характеризуется стабильно высоким, начиная с 2000 года, ежегодным ростом товарооборота с высокими темпами развития материально–технической базы и уровнем насыщенности товарами и услугами.
Исходя из анализа современного состояния торговли, общественного питания и бытовых услуг населению в крае, разработана Стратегия развития потребительского рынка Ставропольского края на период до 2020 года.
Реализация Стратегии предполагает решение следующих приоритетных задач:
Задача 1. Государственная координация и правовое регулирование в сфере потребительского рынка.
Механизм реализации данной задачи предусматривает участие в разработке федерального законодательства с учетом стратегических задач, принятие нормативно–правовых актов, регулирующих процесс реализации Стратегии, разработку и реализацию краевых целевых и ведомственных программ, конкретизирующих Стратегию.
Задача 2. Обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации, пропорционального развития всех элементов инфраструктуры потребительского рынка в городских округах и муниципальных районах края.
Реализация задачи путем:
2.1. развития и совершенствования инфраструктуры и организации розничной торговли и доведения показателя обеспеченности торговой площадью на 1 тыс. человек до 500 кв. метров, в том числе путем интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы, развития фирменной торговли местных товаропроизводителей, разработки и соблюдения схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований края, комплексного развития предприятий потребительского рынка в отдаленных сельских населенных пунктах, электронной торговли;
2.2. приведения деятельности розничных рынков края в соответствие с требованиями законодательства, создания условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции;
2.3. ликвидации стихийной торговли на территории края;
2.4. развития и совершенствования инфраструктуры и организации общественного питания, в особенности организации питания учащихся образовательных учреждений (100% охват горячим питанием);
2.5. содействия развитию цивилизованного, конкурентного оптового рынка, предусматривающего:
– рост числа крупных оптовых структур, выступающих организаторами оптового оборота;
– привлечение владельцев и операторов мелкооптовых рынков к созданию современных объектов оптовой и оптово–розничной торговли в качестве инвесторов;
– оптимизацию товаропроводящей системы, уменьшение доли посредников на оптовом рынке;
2.6. развития и совершенствования инфраструктуры и организации бытового обслуживания населения, комплексного развития бытовых услуг в сельской местности, доведения уровня обеспеченности бытовыми услугами в сельской местности до 7 рабочих мест на 1000 жителей и до 10 – в городской.
Задача 3. Создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции.
Реализация задачи путем:
3.1. декриминализации сферы потребительского рынка, легализации теневого оборота, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией через рационализацию государственного регулирования и контроля деятельности в сфере потребительского рынка на принципах безусловного верховенства закона, обеспечения единства прав и ответственности контролирующих органов;
3.2. дебюрократизации процедуры выхода на потребительский рынок края новых предприятий и обеспечения эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования;
3.3. в рамках краевой целевой программы «Защита прав потребителей в Ставропольском крае»:
– создания доступной для населения Ставропольского края организационной системы защиты прав потребителей, организации консультативной, юридической помощи потребителям, содействия досудебному и судебному урегулированию споров;
– создания и развития краевой образовательной и пропагандистской системы по вопросам защиты прав потребителей;
3.4. в рамках краевой целевой программы «Обеспечение качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья населения Ставропольского края на 2008–2010 годы»:
– проведения мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, вытеснения с потребительского рынка Ставропольского края поставщиков некачественных пищевых продуктов;
– широкого и достоверного информирования потребителей через средства массовой информации о высококачественных и безопасных пищевых продуктах и их производителях.
Задача 4. Создание точек роста, особой экономической зоны регионального уровня.
4.1. Содействовать развитию потребительского рынка на территории особо охраняемого эколого–курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод, благоприятствующего внедрению высокотехнологичных форм торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
4.2. Определить рыночную структуру региона Кавказских Минеральных Вод для создания крупного современного торгового комплекса, включающего в себя оптовую инфраструктуру.
Расположение региона КМВ на пересечении крупнейших железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающих большинство регионов Северного Кавказа с другими частями России, способствует его развитию внутри Ставропольского края как крупнейшего центра оптовой торговли Юга РФ. Регион находится в центре большого потребительского рынка, насчитывающего 5–6 млн. человек, в зоне 4–5–часовой транспортной доступности от г. Пятигорска.
Задача 5. Развитие торговой деятельности потребительской кооперации.
Основными путями развития потребительской кооперации Ставропольского края являются:
– увеличение степени охвата горячим питанием учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, средних специальных учебных заведений;
– увеличение доли продукции собственного производства в розничном обороте, проникновение на рынки городов края для торговли сельскохозяйственными продуктами, закупленными у сельского населения и в фермерских хозяйствах;
– расконсервация и включение в активную деятельность ранее закрытых организаций розничной торговли путем их реконструкции и технического перевооружения, рациональное использование имеющихся площадей организаций розничной торговли (в малых населенных пунктах) на основе преобразования их в «Магазины – приемозаготовительные пункты», занимающиеся наряду с торговлей приемом заказов на бытовые услуги, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно–технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов и др.;
– улучшение торгового обслуживания населения на основе организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, продажи потребительских товаров на полевых станах, в бригадах, на фермах;
– организация продажи товаров культурно–бытового и хозяйственного назначения в счет оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию.
Задача 6. Формирование механизма социальных гарантий и регулирование цен в сфере социально значимых товаров и услуг.
Реализация задачи путем:
6.1. введения в потребительскую сферу элементов государственного ценообразования:
– заключение соответствующих соглашений;
– содействие развитию логистических центров, особенно в части реализации национального проекта развития агропромышленного комплекса края;
6.2. реализации принципа частно–государственного партнерства:
– регулирование уровня заработной платы в отрасли путем заключения региональных соглашений, организации контроля и государственного надзора за обязательным их исполнением;
– разработка и реализация социально значимых инвестиционных проектов в части создания сети обслуживания льготных категорий населения (определение и формы государственного участия): магазинов–дискаунтеров, предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, студентов, школьников и учащихся колледжей, детей в дошкольных учреждениях, предприятий бытового обслуживания, оказывающих социально значимые виды услуг.
Задача 7. Обеспечение доступности товаров местных производителей в торговую сеть края, а также создание условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции (крестьянско–фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан).
Реализация задачи путем:
7.1. поддержки местных товаропроизводителей, в том числе в организации ими собственных товаропроводящих сетей (создание межрайонных распределительных складов, баз хранения с условиями для первичной обработки и упаковки);
7.2. развития фирменной торговли местных товаропроизводителей;
7.3. развития оптовой рыночной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием:
– крупных универсальных торгово–логистических центров по доставке товаров от производителя к продавцу;
– внедрение в оптовое звено хранения, фасовки и перерабатывающих производств;
– развитие ярмарочной деятельности;
7.4. содействия созданию на территории края федеральной особой экономической зоны агропромышленного типа – агрозоны «Изумрудная долина». Задача этой зоны – создание современного высокотехнологичного и высокоэффективного экологически чистого сельскохозяйственного производства на уровне лучших мировых стандартов, а также системы переработки сельскохозяйственной продукции и выпуска брендовых продуктов питания.
Задача 8. Защита прав потребителей, совершенствование системы контроля качества и безопасности товаров и услуг.
Задача 9. Разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников потребительского рынка и сферы услуг.
Более подробно ознакомиться со Стратегией развития потребительского рынка Ставропольского края на период до 2020 года можно на официальном сайте Правительства Ставропольского края www.stavregion.ru.