Электроэнергетика Ставрополья нуждается в модернизации, тарифы - в пересмотре
Общий тон задал губернатор В. Гаевский, тезисно назвав болевые точки краевой энергетики. Диагноз, который можно сейчас поставить всей отрасли, удручающий. Ставрополье среди регионов ЮФО является не только абсолютным лидером по объемам производства электроэнергии, но и донором для соседей. Тем не менее расценки за «свет» у нас по краю значительно выше, чем в остальных южных регионах. При этом цена отнюдь не гарантирует качества: ставропольские энергетики не ручаются за надежность и безопасность электроснабжения. Дело в том, что износ оборудования и электросетей в среднем по краю уже достиг уровня 70–80 процентов, инвестиций же на необходимую модернизацию и техперевооружение не хватает. А в Ставрополе и на Кавминводах остро, так как нередкими стали масштабные отключения электроэнергии – уже ощущается дефицит так называемой трансформаторной мощности. Проще говоря, имеющиеся подстанции просто не тянут увеличивающуюся с каждым годом нагрузку. О каком развитии потенциала региона можно вообще говорить, если не можем обеспечить бесперебойное электроснабжение курортов, посетовал губернатор. Однако звучавшие с завидной регулярностью вопросы о том, кто виноват в нынешнем раздрае и к кому предъявлять претензии, так и не нашли ответов. Энергетика края вышла из–под контроля властей: на рынок пришли по преимуществу межрегиональные собственники.
Все это в первую очередь списывают на негативные последствия российской реформы электроэнергетики. Попытки поставить ее на рыночные рельсы привели в числе прочего к очевидной разбалансировке интересов: социальные ориентиры отрасли в итоге сейчас никак не сходятся с коммерческими бизнес–планами энергетических компаний, среди которых немало «пустых» посредников. И возможно ли Ставрополью на данном этапе вернуть потерянное равновесие, пока непонятно. Слишком долго краевая электроэнергетика развивалась по своим законам, тогда как соседи в большинстве своем еще до окончания реформы успели перестроиться на новые правила игры.
В частности, там канула в Лету система перекрестного субсидирования населения, поныне сохранившаяся на Ставрополье. Именно это повлекло такой взлет тарифов, ударивших в нынешнем году прежде всего по аграриям. Как уже писала «СП», до последнего времени разницу между реальным и экономически обоснованным тарифом на электричество для населения оплачивал лишь промышленный сектор, теперь это финансовое бремя с ним делит и краевой АПК. В результате такая неожиданная «повинность» вылилась в колоссальные суммы. Даже при том что прошел массовый перерасчет платежей предприятий за январь, среднекраевое подорожание электроэнергии для сельского хозяйства зашкалило за 60 процентов, подтвердили на заседании совбеза энергетики.
Потому по поводу цен выступавшие просто разводили руками. Мол, к самим компаниям–то какие претензии? Прогноз и без того ясен: ситуация будет повторяться из года в год, пока на дотировании населения не будет поставлен крест. Сюда плюсуется и ценовая политика на оптовом рынке электроэнергии. Напомним, именно эти постоянно меняющиеся расценки лежат в основе нерегулируемых тарифов, по которым организации оплачивают часть потребляемого «света». Алгоритм ценообразования абсолютно закрыт и якобы малознаком даже его участникам...
Тем не менее неясность в энергетике лишь тарифами не ограничивается. «Темноты» добавляют и заоблачные расценки на подключение новых объектов к электросетям. По этому поводу, отметил зампред правительства края Г. Ефремов, между предприятиями–заказчиками и энергетиками каждый раз разворачивается откровенная торговля, в ходе которой последние порой скидывают десятки «накрученных» вначале миллионов. Красноречив один из последних примеров.
Холдинг «Агрико» сообщил о намерении ввести орошаемый участок с овощехранилищами в Красногвардейском районе. Точка подключения была первоначально оценена в 165(!) миллионов рублей. Подсчитанный же экспертами «потолок» реальных затрат на подключение составил гораздо меньше – 60 миллионов. Это в числе прочего сыграло не последнюю роль в том, что реализация проекта будет, скорее всего, отложена. Правда, иного решения как только «отрабатывать» такие ситуации в «ручном режиме», то есть подключать административный ресурс по каждому конкретному случаю, в крае пока не найдено.
Что касается проблем перегруженности трансформаторных подстанций в Ставрополе и на Кавминводах, то этот вопрос должен частично решиться в ближайшее время. Так, к концу года запланирована сдача подстанции «Центральная» в краевом центре, которая должна разгрузить самые проблемные – южную и западную. На КМВ же вот–вот стартует строительство подстанции «Машук», без которой, как прозвучало, не сможет в нормальном режиме функционировать особая экономическая зона с ее масштабными проектами.
Правда, в этом отношении нельзя все списывать только на нехватку резервов, отметил глава управления Ростехнадзора по СК А. Казначеев. Происходящие ныне аварийные инциденты и нависшая опасность более масштабных отключений, помимо объективных обстоятельств, связаны с прижимистостью самих энергетиков, экономящих почти на всем. По его словам, управление Ростехнадзора регулярно фиксирует отсутствие персонала, который должен постоянно контролировать процесс подачи «света». А уж «переэксплуатация» оборудования вообще повсеместна: линии и энергообъекты используются с максимальными нагрузками до полного износа. Штрафы за это иначе как комариным укусом не назовешь: для должностных лиц они не превышают четырех тысяч рублей, а организации отделываются всего сорока тысячами.
При этом уже не секрет, что самой затратной строкой в тарифах является не выработка энергии, а как раз ее передача и сбыт. Эти услуги на Ставрополье самые дорогие в ЮФО. Председатель региональной тарифной комиссии Г. Колягин обратил внимание на то, что дюжина гарантирующих поставщиков энергии, работающих сейчас на Ставрополье, для России является нонсенсом. Обычно в регионах всего одна–две компании имеют выход на оптовый рынок, что как минимум не влечет тарифного разнобоя. Именно от него сейчас и страдает край: каждый сбытовик в своей зоне работает по индивидуальным расценкам на электроэнергию. Таким образом, разброс по каждому киловатту достигает 30–40 копеек.
В связи с этим единственное принципиальное предложение, прозвучавшее на заседании и принятое к разработке, заключается в объединении поставщиков в единую краевую сбытовую компанию. В. Гаевский дал поручение профильному министерству изучить механизм претворения в жизнь задумки. Это позволит как снизить риски энергоснабжения, так и обрубить некоторые цепочки посредников. В настоящее время, подчеркнул глава края, лишь единицы компаний реально отрабатывают деньги, а остальные живут за счет того, что просто пропускают эти финансы через себя.
27 марта 2009 года