Василий Балдицын. Культурное пространство Ставрополья и удар кризиса
- Василий Вячеславович, похоже, культура как никакая другая отрасль успела почувствовать на себе удар кризиса. Сокращается бюджетное финансирование, растворяются вчерашние спонсоры, уходит к телевизору массовый посетитель театров и музеев... Как обстоят дела на Ставрополье?
– При том что «базовые» расходы на культуру по сравнению с минувшим годом даже выросли, средства, запланированные на всякого рода празднества и фестивали, сокращены фактически втрое. День края, например, будет проводиться достаточно скромно, без приглашенных «звезд» и фейерверков. С другой стороны, могу сказать, что явления высокой культуры продолжают собирать полные залы. Совсем недавно в краевой филармонии на концерте пианиста Николая Петрова был аншлаг. А в театре драмы перед спектаклем постоянно спрашивают «лишние билетики». То есть, если на финансировании отрасли кризис отразился, то отношение к культурным мероприятиям, по–моему, наоборот, даже повернулось в лучшую сторону. Культура стала своего рода отдушиной для людей, которых с телеэкранов постоянно пугают «ужастиками». Потребность в книге, концерте, выставке никогда не исчезнет, в чем убеждают и цифры: число читателей в библиотеках края составляет более миллиона, около 700 тысяч человек посещают за год музеи.
И еще немного цифири. В минувшем году в бюджете края расходы на культуру составили 3,1%, для сравнения: в соседнем Краснодарском крае это 2,9%, Волгоградской области – 2,4%. Да, кризис диктует всем свои правила, но один из его полезных уроков – надо учиться экономить. При этом, подчеркну, даже урезав финансирование, главные, традиционные культурные акции мы сохраняем – День края, «Музыкальную осень Ставрополья», Сафоновский фестиваль, Шаляпинские сезоны...
– Парадоксально, но факт: в экономически, да и политически трудные времена роль культуры в широком понимании возрастает. Ведь культура способна стать своего рода «витамином нации», укрепляющим её духовное здоровье. Понимает ли это власть? И в чем видит при этом свою главную задачу?
– Прежде всего – в обеспечении учреждений культуры заработной платой, светом и теплом, пожарной безопасностью и решением многих других вопросов. В 2008 году средняя зарплата в отрасли подросла в сравнении с 2007–м на 42,8%. В текущем году в рамках мероприятий федеральной программы «Культура России (2006 – 2011 гг.)» нашему краю предусмотрено 95,5 миллиона рублей, которые будут направлены на первоочередные объекты. Приоритетной формой участия правительства края в поддержке специалистов остается приобретение для них жилья. Словом, мы понимаем и трудность ситуации и видим первоочередные цели. На недавней встрече глав городов и районов края я попросил их искать возможности помощи учреждениям культуры. Например, содействовать участию представителей района в краевых мероприятиях. Ведь сельскому музыканту, солисту, художнику попасть в краевую столицу, в иную культурную среду чрезвычайно важно. Мне показалось, что это обращение было воспринято с пониманием.
– Культурное пространство Ставрополья обладает солидным набором наработанных за десятилетия форм организации досуга, хороших традиций в деле воспитания культуры. По многу лет живут наши известные фестивали, творческие конкурсы как для профессиональных, так и для самодеятельных коллективов и исполнителей. Каково их будущее: нужно всё сохранять или же должно приходить что–то более современное?
– Древо культуры, как всякое иное, нуждается в регулярной «обрезке». Но, естественно, нельзя трогать магистральный ствол, несущие ветви. При сохранении традиций нужно искать что–то новое. Да, есть в крае главный музыкальный праздник, значит, он пока нужен, но вот о форме его проведения, наверное, стоит поразмышлять. В прошлом году мы пошли на некие нововведения, будем и дальше думать. А есть вещи такие, которые нельзя вообще трогать, имею в виду те же «Шаляпинские сезоны».
– Особенно трудно уже не первый год приходится сельской культуре, сначала была муниципальная реформа, а теперь еще и кризис...
– Действительно, более 90% учреждений культуры края находятся в сельской местности. В 2009 году на условиях софинансирования предусмотрено 126,5 миллиона рублей на капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений культуры – в списке 119 наименований. Благоприятные условия для творческих коллективов призвана обеспечить целевая программа «Культура Ставрополья (2009–2011 гг.)», на днях утвержденная правительством края. Наши ведущие творческие коллективы стараются не отрываться от села, выезжают со спектаклями и концертами. В 2008 году на сценах Кировского, Шпаковского, Новоселицкого, Арзгирского, Благодарненского, Степновского и ряда других районных ДК проходили спектакли театров кукол и драмы, выступления популярных ансамблей «Слобода» и «Ставрополье». Успешно начат выставочный проект Союза художников: передвижная экспозиция «Транзит» стала заметным событием в Буденновске, Невинномысске, Ессентуках.
– Проблема кадров в отрасли по–прежнему не ослабевает, поскольку молодежь на низкие зарплаты «культмассовиков» идти не торопится. Но ведь времена энтузиастов заканчиваются, эти люди один за другим уходят на пенсию. С кем останемся?
– Да, кадры в отрасли в среднем перешагнули 40–летний возрастной рубеж. Всё острее ощущается нехватка руководителей оркестров и народных хоров, хореографов. Это общая проблема так называемых бюджетных отраслей. И медицина вся «в возрасте», и образование... Однако в сложившей ситуации, думаю, силами только края здесь мало что удастся сделать. Безусловно, нужны кардинальные меры федерального уровня. В то же время, как ни странно, кризис и высвобождение части людей имеют и благоприятный оттенок. Молодежь почувствовала запах безработицы... А мы же еще пожинаем плоды 90–х, когда все мечтали получать много денег, быть менеджерами, экономистами да юристами... Теперь бродят толпы людей с дипломами, тот самый бестолковый офисный планктон. Возможно, эти неглупые в основном ребята вспомнят о том, что можно и в деревне найти себе применение, тем более что многие вышли как раз из сельских глубин и в городе откровенно тоскуют.
Не знаю, как долго у нас в стране еще будет идти беззастенчивая пропаганда гламура. В заполонивших эфир сериалах что ни квартира, то дворец, что ни гардероб, то «гуччи с версачами», ну и набор страстей, понятно, соответствующий. Но ведь, вспомним, в русской традиции всегда было – жить скромно, жить по средствам, у нас люди даже как–то стеснялись своего богатства. Я сам родился и вырос в бедной семье, случалось даже задумываться, чего бы покушать... Но я вовсе этого не стыдился, будучи, по нынешним меркам, бедным – не бедствовал. Сейчас обвинили бы в неумении жить... Все это, конечно, отражается и на состоянии культуры. Но, кажется, эпоха гламура заканчивается... Будем надеяться, что скоро это поймут и некоторые «переевшие» Куршавеля деятели, и страна начнет жить реальной жизнью.
– Вопрос, всем надоевший, но от него никуда не денешься: о здании многострадального краевого театра кукол вообще придется забыть? А ведь это, согласитесь, из того же ряда, что и разбитый рояль в филармонии, за который нам, ставропольцам, должно быть стыдно. Может, объявить всенародную стройку?
– Театр кукол постоянно на контроле. Главное – нам наконец–то пообещали федеральные средства, как это уже произошло с Лермонтовской библиотекой. Сейчас ситуация такова: есть проектно–сметная документация, прошедшая государственную экспертизу. Предусмотрено практически новое здание с современным зрительным залом на выделенном участке с последующим ремонтом старого, где останутся репетиционные и административные помещения. На сегодня мы имеем письмо заместителя министра культуры России с принципиальным согласием на включение нашего объекта в федеральную программу на 2010 год. А также твёрдую позицию губернатора края – деньги на софинансирование будут изысканы. Что касается «всенародной стройки», этот вариант в нынешних условиях, по–моему, просто не годится. Жизнь в этом убеждает: только когда подключился краевой бюджет, в центре Ставрополя смог вознестись Казанский собор... Когда–то всенародная стройка хоть и была, но народ давал «полушку», а главный рубль – богатые купцы. Нынешние купцы весьма прижимисты...
– Каким вам видится сотрудничество учреждений культуры и основных конфессий края? Масленицу проводить, конечно, дело хорошее, любимое народом, но ведь не праздниками едиными жива духовность?..
– Сотрудничество это плодотворнее идет на «низовом», человеческом, бытовом уровне. Организованность сверху здесь чревата перекосами. А в условиях многоконфессионального государства проникновение одной из конфессий в культурную среду расценивается как ущемление прав других... Вообще сама по себе культура в целом имеет значительную религиозную составляющую. За многие века религия пропитала культурный слой до такой степени, что добавлять ничего не надо.
– Трудности нередко становятся полезны в качестве стимула к развитию. Мне кажется, у культуры в этом смысле неограниченные запасы. И кое–какие примеры уже можно привести, в частности, амбициозные туристические проекты музейщиков. Вообще ведь уже сколько раз сказано о непростительном невнимании к использованию резервов тех же Кавминвод как туристической «житницы» Ставрополья. Что сегодня и завтра наш край мог бы предложить нового, интересного другим и выгодного себе?
– Ставрополье обладает богатейшим потенциалом для туристического бизнеса. А Кавминводы, безусловно, наш «золотой» резерв. Сейчас в стадии завершения находится Программа продвижения конкурентных преимуществ Ставропольского края, куда войдут и «изюминки» культуры, начиная со ставшего притчей во языцех «Ставрополья – родины слонов». Есть, правда, и сомневающиеся: а какие тут у нас особые традиции? Где свои Кижи и Белое озеро? Все у нас есть! И уже предпринимаются шаги по поддержанию конкурентоспособных объектов культуры, например, Государственной филармонии на КМВ в направлении работы с туристами. Наш турист особый – он отдыхающий на курорте, проходит курс лечения. Если Сочи предлагает главным образом рестораны и винопитие, то на Кавминводах в первую очередь должны быть задействованы учреждения культуры. На развитие имиджа края направлены такие проекты, как Музейно–этнографический комплекс казаков–некрасовцев в поселке Новокумском, мемориальный музей писателя А. Солженицына, археологический музей на базе комплекса «Горное эхо»...
– Стоит ли государству продолжать опекать творческие союзы? Все–таки это общественные организации, и их пускай небогатое содержание в новых условиях выглядит как–то... двусмысленно: с одной стороны, свобода творчества, с другой – дайте денег... Не лучше ли продумать некие целевые программы, к примеру, по изданию книг, проведению выставок и т.д.?
– Известно, насколько творческие люди плохо организуются, а еще они, как правило, не богаты, а меценаты так редко находятся! Да, это общественные, саморегулируемые организации, но помощь государства им, уверен, нужна. А осуществляется она именно через целевые программы. Это и творческие конкурсы, и всевозможные мероприятия, и выплата премий и стипендий губернатора края... Давным–давно (около десяти лет!) ждем принятия Думой России соответствующего федерального закона, способного расставить многие точки над i. Допустим, в вопросе, какие союзы считать творческими, а какие – профессиональными... Кому и сколько помогать? То ли Ставропольскому союзу дизайнеров, то ли – Союзу дизайнеров Кавминвод?
– Ваши пожелания работникам культуры в их День.
– Знаете, мне как–то не хочется желать им, хоть и актуального, финансового благополучия. Лучше пожелать любви народной, пусть это не прозвучит высокопарно. Для истинно творческого человека любовь народа всего важнее. Увлеченные своим творчеством люди счастливы. И пусть они сохраняют эту увлеченность. Еще пожелал бы того, чего у них, увы, нет сейчас – ощущения собственной важности. На самом–то деле работник культуры – очень значимое лицо, где бы он ни работал, а вот ощущения собственной значимости у него нет, из–за того что его «лодка», увы, зачастую «разбивается о быт»...
25 марта 2009 года