На Ставрополье известно немало художников-армян: Р. Арустамян и А. Авакимян из Кисловодска, Г. Киракозов из Ставрополя, скульптор Г. Курегян, народный художник РФ К. Казанчан и многие другие. Талантливые, темпераментные, они подарили Ставрополью замечательные полотна, посвященные природе, труду рабочих и колхозников, интеллигенции. Посвятив свое творчество региону Юга в целом, они все же порой обращались, и весьма успешно, к жизни своего этноса.
Работа Юрия Багдасарова

Работа Юрия Багдасарова

Работа Юрия Багдасарова

Работа Юрия Багдасарова

Работа Юрия Багдасарова

Работа Юрия Багдасарова

В 70-х годах среди этой плеяды появился оригинальный, смелый художник Юрий Багдасаров. Он позиционирует себя как бытописатель Кавказа. Рисует и пишет живущих здесь армян, грузин, осетин, евреев... Кавказские мотивы в его творчестве доминируют. Как-то он заявил в прессе: «Меня всегда восхищало трудолюбие нашего народа, который на таких крутых холмах ставил свои каменные дома... Я рисовал этих тружеников, с ними был и считаю себя бытописателем наших небольших городов – Кисловодска и Пятигорска. Своих героев я рисовал с чистой душой, искренне, как я умею, и они считают меня своим художником, а это для меня главное».

Он родился и вырос в семье электрика Арама Багдасарова. Окончил Ростовское художественное училище. Работает в станковой графике и книжной иллюстрации, оформил уже 20 книг.

В основе творчества Юрия Карапетовича – детские и юношеские впечатления от жизни армянской диаспоры в Кисловодске. В Ставропольском музее изобразительных искусств хранятся несколько его жанровых листов – «Хищники», «Пильщик Ованес», «Дворник Сако», «Пасхальный барашек». Наполненные юмором, гротеском, они выполнены в манере лирического шаржа, с доброй усмешкой.

Приём гротеска — любимый у мастера. Глаза его армян слишком велики, носы слишком выдаются, усы слишком топорщатся... У его армянок слишком велик бюст, слишком тонка талия... И все они при этом чрезвычайно симпатичны. Забавные армяне собрались возле блюда с огромной свиной головой, армянин в шароварах с тонкой талией, перепоясанной кушаком, несёт на голове красавицу-жену... Все это взято из жизни народа. Кстати, недавно серия жанровых сценок Багдасарова экспонировалась в выставочном зале Союза художников.

Программной в творчестве Багдасарова явилось оформление книги Ованеса Туманяна «Капля меда» в 1997 г. Её главная идея — мир на Кавказе. В ней поэт вопрошает:

«Склоняясь у могильных плит,

Живой живому говорит:

Откуда и за что, сосед,

На нас свалилось столько бед?

И поле некому косить,

И мертвых некому носить,

И только смерть, звеня косой,

Бредет пустынной полосой...».

Даже столь серьезная книга оформлена Багдасаровым остроумно, изобретательно, наполнена знанием национального образа.

В ином ключе художник решает оформление «Кавказских поэм» М. Ю. Лермонтова, вышедших в 2008 г. Образ Тамары из «Демона» наполнен лирикой, состраданием. Ее фигура — как символ кавказской женственности гармонично «скомпонована» с горами, мрачным ликом демона, взирающего с небес. Экспрессивны Мцыри, Измаил, Росламбек. Здесь художник прибегает к смелым композиционным приёмам, жонглирует острой геометрией рисунка гор, горцев, прибегает к ярким, насыщенным цветам.

Маленьким шедевром можно назвать последнюю работу Ю. Багдасарова — оформление книги Агаса Айвазяна «Евангелие от Авлабара», изданной московским издательством «Рослан» в 2008 г. Багдасаров делает город Тифлис с его районом Авлабар, где жили армяне, сквозным образом книги. Главными героями становятся наряду с самими армянами и самовар, стоящий на столе, и мост, построенный богачом Мнацакаровым, и громоздящиеся на высотах дома тифлисцев с балконами, часами, подсвечниками, петухами на крышах и летящими в небе фаэтонами... Город становится сказочным существом, ведущим загадочную и бурную жизнь.

Важную часть творчества Ю. Багдасарова составляют портреты, выполненные чаще всего в технике линогравюры. На них, изданных как набор открыток, запечатлены художники, писатели и поэты. Из какой-то таинственной тьмы выступают знакомые и загадочные лица знаменитых людей. Будто лунные блики освещают их черты — резкие, неожиданные. Они возникают из ничего и уходят в ничто, оставляя нам свои великие картины и книги. И в этом приеме мастера есть скрытый философский смысл. Он как будто хочет сказать: они – светочи, возникшие из Космоса, чтобы осветить нам путь.

Софья БАРЕР

Капля меда / Газета «Ставропольская правда» / 20 марта 2009 г.