00:00, 12 марта 2009 года

Жители Ставрополя недовольны ростом цен и маленькими доходами

Практически все, с кем удалось побеседовать, удивительно охотно выкладывали собственные «коммерческие» тайны. Дурной признак – в хорошие времена о доходах предпочитают скромно помалкивать.

Сотрудники одного из популярных городских кафе–баров, которое никогда не претендовало на статус элитного заведения, но, впрочем, и не испытывало недостатка в клиентах, сообщили, что количество посетителей резко уменьшилось приблизительно с ноября прошлого года. Те же, кто не изменил привычке посещает заведение, стараются делать минимальные заказы. «Полноценных ужинов вообще никто не заказывает. Некоторые даже стали приносить закуску с собой – прячут курицу или рыбу в рукаве», – говорит скучающая женщина за стойкой.

Уменьшилась у ставропольцев тяга и к пище духовной. В книжном магазине – тишина и покой. По словам сотрудников, падение спроса они заметили в феврале нынешнего года. Никаких мер по привлечению клиентов руководство пока не предпринимает. более того, цены на книги снова поползли вверх, и, сколько будут стоить те же школьные учебники через несколько месяцев, предположить никто из продавцов не рискнул.

Похожая картина и в крупном магазине бытовой техники: на трех продавцов мы насчитали одного покупателя. Несмотря на рекламу, обещанные скидки и подарки, торговля идет плохо, штата уже коснулись сокращения, говорит один из сотрудников магазина Владимир. Цены на бытовую технику, вторя динамике роста доллара, уже рванули вверх, кредитов на ее покупку банки выдают гораздо меньше, чем прежде.

А вот в бутике элитной одежды, расположенном неподалеку, от каких–либо комментариев отказались, как только было произнесено слово «кризис». Но берем на себя смелость предположить, что дела здесь идут не очень – на витринах теперь вместо объявлений о поступлениях новых коллекций мировых брендов красуется надпись: «Ликвидация товара. Закрытие магазина». Единственное, что смогли сообщить нам сотрудники бутика, что это вовсе не рекламный трюк.

Традиционно приносящий хорошую выручку Международный женский день не оправдал ожиданий цветовода–предпринимателя Виктора, который от продажи тюльпанов в праздничные дни выручил на треть меньше, чем в прошлом году. «Сейчас люди больше думают о продуктах, чем о подарках, – сетовал он, – нераспроданный товар пришлось сдавать в точки на кладбище». «Может, дело в завышенных ценах?» – поинтересовались корреспонденты «СП». «Мы продавали не так дорого: по 80 – 150 рублей за букет. А мой брат вообще по 30 рублей отдавал», – рассказал он.

Сотрудники свадебного салона на падение спроса пока не жалуются: кризис свадьбам не помеха. Однако отметили, что цены на подвенечные платья и сопутствующие аксессуары после Нового года заметно выросли. Ткани для их пошива используются в основном импортные, а значит, есть повод сослаться на дорожающую валюту. Если год назад полностью одеть среднестатистическую невесту стоило примерно 20–25 тысяч рублей, то теперь, уверяют девушки–консультанты, это удовольствие обойдется не меньше чем в 40 тысяч целковых.

Особенно остро последствия экономического кризиса ощутили на себе участники рынка ювелирных изделий. По словам Ольги, работающей в одном из солидных магазинов, торгующих «ювелиркой», спрос на изделия из драгметаллов в последние месяцы упал вдвое, а ее зарплата – на треть. «Если под Новый год ежедневная выручка в сто тысяч считалась нормой, то в нынешнем году мы еле–еле набирали 20 тысяч рублей, – уверяет она. – Раньше мужчины приходили и говорили: мне нужно кольцо или, скажем, серьги, а сейчас стараются исходить из конкретной суммы, которой не всегда хватает. Золото постоянно дорожает, цена за грамм уже перевалила 1,5 тысячи рублей. Все больше люди покупают изделия из серебра – оно дешевле».

В точке по скупке бывших в употреблении сотовых телефонов – полупустые витрины и невеселый продавец Иван. По его словам, с ноября–декабря прошлого года в его бизнесе наблюдается неприятное затишье. Люди больше не гоняются за новинками мобильной моды, предпочитая обходиться тем, что есть.

А вот спрос на лотерейные билеты, как ни странно, не упал – продажи, как нам сообщили в точке торговли, остались на прежнем уровне. О такой стабильности торговцам Нижнего рынка Ставрополя теперь приходится только мечтать: аренда места подорожала, а количество покупателей уменьшилось. Особенно заметно упал спрос на фрукты и мясные продукты. По словам индивидуального предпринимателя Галины, из четырех точек ей пришлось отказаться от двух и самой встать за прилавок. «Мы оставили цены на прежнем уровне, делаем солидные скидки, но хорошо идет только сало, – говорит она. – Даже рестораны теперь заказывают мясо и копчености не килограммами, как прежде, а граммов по 600–700. Полупустой рынок – это уже привычное явление».

Продавец небольшого продуктового магазина Валентина заметила, что люди стали меньше покупать «молочку» и колбасные изделия, а заметнее всего дорожают мука и сахар. «Посетители социального отдела чаще стали высказывать возмущение ростом цен. Многие приходят к нам лишь в первые несколько дней после получения пенсии», – поделилась она.

Однако секреты выживания у ставропольцев все же есть. Магазин «Уценка», действующий при хлебзаводе № 1, где продаются некондиционные и не совсем свежие хлебобулочные изделия, и раньше пользовался популярностью у представителей малообеспеченных слоев населения. Теперь каждое утро у его окошка выстраиваются целые очереди. «Буханка белого хлеба здесь стоит 9 рублей, а в магазине – все 14, – рассказывает пенсионер Георгий Порублев, подрабатывающий на этом же хлебзаводе дворником. – При стаже в 30 лет моя пенсия составляет 2600 рублей да плюс зарплата – 3800. Вот и приходится крутиться. Деньги уходят в основном на питание и оплату «коммуналки». О мировом финансовом кризисе Георгий Алексеевич имеет весьма смутное представление и последствий его не слишком опасается: терять ему особо нечего. За рабочее место тоже не переживает: мести улицы за такую зарплату желающих нет. «Я два года не был в отпуске – подменить некому», – говорит он. А на вопрос о том, что могло бы изменить его жизнь к лучшему, пенсионер, смущаясь, озвучил два своих заветных желания: чтобы на его участке отремонтировали пешеходные дорожки, сегодня представляющие собой сплошные ухабы и колдобины, и чтобы руководство завода, на котором он трудится вот уже девять лет, подарило ему к 70–летию хотя бы простенький велосипед.

«Специфика национального выживания»
Газета «Ставропольская правда»
12 марта 2009 года