На днях в пресс-клубе «Ставропольской правды», как мы уже сообщали, побывал министр труда и социальной защиты населения края Алексей Карабут.
В пресс-клубе «Ставропольской правды» прошла встреча журналистов с министром труда и социальной защиты населения края Алексеем Карабутом.

В пресс-клубе «Ставропольской правды» прошла встреча журналистов с министром труда и социальной защиты населения края Алексеем Карабутом.

© Фото: Александр ЦВИГУН

Что радует и что огорчает

Оценивая итоги прошедшего года, А. Карабут отметил, что удалось «сдвинуть» с места ряд вопросов, которые не решались долгое время. Например, все ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды, стоявшие в очереди на получение спецавтотранспорта, сейчас уже им обеспечены. Всего выдано 2255 автомобилей.

Начал действовать закон «О государственной социальной помощи населению Ставропольского края», позволивший оказать существенную поддержку почти 11 тысячам малоимущих семей и одиноким жителям края на общую сумму 47 миллионов рублей.

Созданы три многофункциональных центра оказания государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Предстоит создать их еще четыре – в Степновском, Шпаковском, Новоалександровском и Курском районах.

Важно и то, что в государственных учреждениях осуществлен переход на новую систему оплаты труда. Теперь появилась возможность производить дифференциацию зарплаты социальных работников, которая до последнего времени оставалась самой низкой в крае: санитарок, младших медицинских сестер по уходу за больными, специалистов по социальной работе.

Проделана большая работа по замене натуральных льгот на денежные компенсации: с 1 января меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляются уже в денежном выражении.

– Конечно же, первый и главный для нас вопрос, – сказал министр, – это финансово-экономическое положение отрасли. В 2008 году были утверждены расходы в сумме 8712 миллионов рублей, что на 2483 миллиона больше, чем в предыдущем году. Без малого в два раза увеличились ассигнования на капитальный ремонт. Благодаря этому ремонтные работы выполнялись в 37 подведомственных учреждениях. Кроме того, министерству удалось добиться выделения средств из Резервного фонда президента РФ в сумме 6,9 миллиона рублей для капитального ремонта зданий Кировского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Заря» и Буденновского комплексного центра социального обслуживания населения. Из Пенсионного фонда РФ поступило 6,172 миллиона рублей на ремонт Изобильненского психоневрологического интерната, а из краевого бюджета на эти цели было выделено 7,4 миллиона рублей. Продолжены строительство и реконструкция и других наших объектов.

– Однако, к сожалению, – отметил А. Карабут, – финансовый кризис внес существенные коррективы: бюджет края, как известно, секвестировался дважды, и наша отрасль недополучила в общей сложности около 500 миллионов рублей. Поэтому задача номер один сегодня – экономия везде и во всем. Но государственные обязательства перед получателями выплат, доплат и пособий, а их в крае более 760 тысяч, будут выполняться в полном объеме.

Вызывает, однако, недоумение тот факт, что в некоторых районах и городах края произошло снижение числа получателей жилищных субсидий. Это обусловлено тем, что определенная часть населения не может документально подтвердить наличие или отсутствие доходов. В числе причин, влияющих на снижение числа получателей, отсутствие правоустанавливающих документов на домовладения. Поэтому правительством края предложено органам местного самоуправления единообразное применение выдаваемых документов, определяющих правовые основания владения на дома индивидуальной застройки 50-60-х годов.

К сожалению, пока в крае свое право на субсидии использует лишь десятая часть семей.

Стратегия и тактика

Были заданы А. Карабуту и вопросы, касающиеся Стратегии развития социально-трудовой сферы Ставропольского края до 2020 года, разработанной министерством. Есть ли у нас для нее предпосылки? Да. При всех наших роптаниях на нынешний кризис надо все-таки учитывать то, что финансовое обеспечение отрасли в последние годы значительно улучшилось. Поэтому и появилась реальная возможность сосредоточить финансовые, материально-технические ресурсы и организационные усилия на повышении качества и уровня жизни людей.

Взять, например, демографическую ситуацию. Ее главные особенности – низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, старение населения, значительный рост смертности мужчин (особенно от неестественных причин). Разве можно мириться с тем, что численность населения края к началу 2009 года сократилась по сравнению с 2004 годом на 17,7 тысячи человек и составляет сейчас 2700 тысяч?

Не случайно большое значение придается сейчас и пропаганде ценностей семьи, материнства и детства (первое в нынешнем году награждение медалью «Материнская слава» состоится уже в канун 8 Марта).

Особый раздел в Стратегии – трудовые отношения. Дело в том, что наш край по численности трудоспособного населения занимает 19-е место в России и четвертое – среди регионов ЮФО. А уровень экономической активности на Ставрополье на два с половиной процента ниже, чем в РФ. Общий уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, составлял в 2008 году семь, а официально зарегистрированный – 2,3 процента. Это означает, что немалая часть лиц трудоспособного возраста просто не присутствует на рынке труда.

Эти ключевые проблемы связаны прежде всего с наличием структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы, нарушением связи между рынком образовательных услуг и рынком труда. Отсюда и задачи: на основе краткосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития будем осуществлять прогноз потребности в кадрах в разрезе специальностей (профессий) и уровней образования, формировать совместно с работодателями государственный заказ на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров.

На смену категорийному должен прийти адресный подход к оказанию государственной социальной поддержки. В качестве объективного критерия нуждаемости граждан предполагается использовать не среднедушевой доход семьи в денежном выражении, а уровень душевых доходов в домохозяйстве, членом которого является потенциальный получатель социального пособия. Это исключит, например, широко распространенную сейчас практику социальных выплат владельцам крупных личных подсобных хозяйств или членам их семей лишь на том основании, что у них нет трудовой книжки и зарплаты, и позволит направить эти средства на помощь действительно малоимущим гражданам.

Минтруд даже в условиях финансового кризиса не намерен отказываться от намеченных перспектив. Сейчас в крае функционируют 23 стационарных учреждения социального обслуживания населения общей мощностью 4130 койкомест. Средняя продолжительность жизни обслуживаемых в них граждан – 72-74 года при 68 – у жителей края. Однако министр озабочен тем, что стационарные учреждения расположены лишь в 14 муниципальных образованиях, а это ограничивает возможность жильцов общаться с родными и близкими.

Есть еще одна проблема. В последнее время значительно возрос спрос на стационарное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах – с 87 человек в 2003 году до 278 человек в 2008 году. Можно ли ликвидировать очередность? Да, но для этого надо создать не менее трех домов-интернатов малой вместимости (на 50-60 человек) пансионатного типа. Кроме того, предстоит организовать службы по работе с семьей и детьми в каждом населенном пункте, а также создать новые виды учреждений: центры реабилитации для наркозависимых несовершеннолетних и несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, реабилитационные учреждения для детей-инвалидов по типу «мать и дитя» в Ставрополе и поселке Подкумок Предгорного района…

Постучим по дереву

А как обстоят дела с пожарной безопасностью? Вопрос – не праздный, если учесть те пожары, которые произошли в последнее время в домах-интернатах страны. В крае 51 учреждение социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием людей, а это 105 зданий и сооружений, в условиях стационара постоянно находятся более пяти с половиной тысячи маломобильных граждан. Мы можем быть за них спокойны?

– В течение последних пяти лет, – сказал министр, постучав по дереву стола, – случаев пожаров в учреждениях соцзащиты края не было. Это результат комплексного программно-целевого подхода к решению проблемы. За три последних года на выполнение противопожарных мероприятий мы затратили 26,7 миллиона рублей. Во всех жилых помещениях установлена автоматическая пожарная сигнализация. Деревянные конструкции и покрытия своевременно обрабатываются огнезащитным составом. Для дежурного персонала приобретены индивидуальные средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания. В стационарных учреждениях в необходимом количестве имеются носилки для эвакуации лиц, находящихся на постельном режиме содержания. Во всех зданиях предусмотрены и содержатся в надлежащем состоянии эвакуационные выходы, ключи от которых хранятся на рабочем месте дежурного персонала. При проведении капитального ремонта в смете расходов предусматривается отделка негорючими строительными материалами. Серьезное внимание уделяется реконструкции системы электроснабжения, защите зданий и сооружений от молний.

– Но ведь еще неизвестно, как поведут себя люди в чрезвычайной ситуации?

– Да, это так. К тому же нам следует учитывать отдаленность наших учреждений от пожарных частей. Поэтому везде у нас назначены ответственные за состояние пожарной безопасности. Организовано ночное дежурство персонала. В прошлом году во всех стационарных и детских учреждениях проведены тактические учения. В девяти крупных стационарных учреждениях созданы добровольные пожарные дружины.

Буквально недавно комиссия контрольного управления администрации президента РФ проверяла ряд наших учреждений. Она была удовлетворена результатами. Но были и серьезные замечания. Для их исправления необходимо более десяти миллионов рублей. Семь миллионов рублей уже заложено в смету расходов, остальные будем изыскивать из собственных резервов.

– Но меня, – отметил министр, – беспокоит другое. Если пожарные мероприятия в наших учреждениях мы контролируем, то в негосударственных домах престарелых и инвалидов они попросту отсутствуют; и здесь создается реальная угроза безопасности людей. В соответствии с поручением губернатора края мы изучили возможность расселения пожилых и престарелых людей из 15 таких учреждений, ранее принадлежавших колхозам и совхозам, а в настоящее время не имеющих никакого статуса. Сегодня в них проживают 100 человек. В самые кратчайшие сроки нам предстоит принять их и расселить за счет уплотнения в наших учреждениях, а также решить вопрос о приобретении здания дома престарелых, расположенного в селе Чернолесском Новоселицкого района и принадлежащего СПК «Родина». Кроме того, нужно завершить капитальный ремонт здания дома для престарелых и инвалидов в станице Галюгаевской Курского района. Всего на эти цели потребуется 24,2 млн. рублей.

Виктор ВОВК