Судье в отставке Валентине Масловой исполнилось 90 лет
Простой девчонке из многодетной семьи, где воспитывалось девять детей, и в голову не могло прийти, что когда–то она наденет судейскую мантию. Шестой ребенок в семье, Валентина оказалась единственной, кто после школы пошел учиться дальше. Ведь времена тогда были настолько тяжелые (чего только стоят голодные 30–е годы), что думали больше о пропитании да о том, где заработать «копеечку», чтобы одеться и обуться, нежели об учебе.
Поначалу о юридическом поприще Валентина не помышляла. Выучилась на воспитателя детского сада и отправилась по распределению в Новоселицкий район. Рядом с детским садом, где работала Валентина, располагался суд. И в свободное время она нередко приходила на судебные заседания, а однажды даже расспросила местного служителя Фемиды, какое образование нужно получить и что сделать, чтобы тоже стать судьей. Правда, вскоре забыла о разговоре, пока, будучи в краевом центре, не встретила подругу детства, которая и убедила ее устроиться в управление юстиции. С 1939 года Валентина Маслова приступила к обязанностям секретаря отдела кадров этого ведомства. И почти сразу пошла учиться, чтобы осуществить уже ставшее мечтой желание стать судьей.
Сегодня это уже сложно представить, но в те времена судей не хватало, так что проблем с трудоустройством у Валентины не было. В мае 1944 года она была избрана народным судьей Старомарьевского района. Здесь же вышла замуж, родила двух дочерей и сына.
– Первое время работать было очень сложно, – рассказывает Валентина Ивановна. – Поначалу часто плакала, поскольку приходилось чаще судить за преступления, на которые люди шли из–за голода. Правда, женщинам, укравшим столь драгоценное в те годы зерно, я давала условные сроки. Понятно было, что не от хорошей жизни они воровали, а чтобы прокормить детей.
Трудностей было много. Открыто Валентине никто не угрожал, но ведь всякое бывает… Однажды преступник, осужденный за квартирные кражи, пообещал ограбить ее дом, когда вернется из мест не столь отдаленных, но дальше слов дело не пошло.
– Да и что тогда взять у меня можно было? – вспоминает судья в отставке. – Взяток никогда в жизни не брала, да и с кого их было брать–то? Бывало, что собственные деньги отдавала осужденным, чтобы они домой добраться могли, хотя сама жила без особого достатка, поскольку платили судьям в те годы очень мало.
Смелости Валентины Масловой можно только удивляться. Ведь, помимо судейской работы, в 1945 году ей пришлось выполнять и другие обязанности. Нередко ее направляли в колхозы уполномоченной, чтобы вести учет отправки зерна. Ходить приходилось пешком. Часто возвращалась домой одна. Начальство выдало для защиты пистолет. Три дня походила с ним молодая женщина, а потом убрала от греха подальше.
– С пистолетом мне еще страшнее было, – смеется Валентина Ивановна. – Все боялась, а вдруг он сам выстрелит?
Отличное выполнение обязанностей не осталось без внимания руководства. Указом Президиума Верховного Совета СССР Валентина Маслова была награждена медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне». Спустя несколько лет она получила еще одну такую награду, но уже в ознаменование 100–летия со дня рождения Ленина.
За все годы работы Валентина Маслова не получила ни одного взыскания от начальства. Сняла судейскую мантию она лишь в 1983 году. Но, похоже, судья – это не просто профессия. И по сей день Валентина Ивановна с интересом следит за новшествами в юридическом законодательстве. Когда смотрит телевизионные судебные шоу, часто ругается: мол, неправильно телесудья ведет заседание. А еще призналась, что до сих пор процессы ей снятся по ночам.
27 февраля 2009 года