Малому бизнесу трудно участвовать в системе госзаказа
Мероприятие состоялось на базе регионального отделения общественной организации «ОПОРА России», обсуждалось участие малых и средних предприятий в выполнении государственных и муниципальных заказов.
Напомним, что активное вовлечение бизнеса в процесс обеспечения государственных нужд и на федеральном, и на краевом уровнях декларировалось в качестве одной из антикризисных мер. Однако тенденции здесь откровенно не радуют.
Прежде всего стоит отметить, что в последние пару лет доля участия малого и среднего бизнеса в системе размещения госзаказов неуклонно снижается. Здесь Ставрополье, по данным «ОПОРЫ России», не отстает от общероссийских показателей. Так, в прошлом году доля «малышей» среди всех боровшихся за бюджетные деньги составила всего 11,5 %, буквально годом ранее цифра была значительно больше – 27 %.
Предпринимателей, как они сами рассказали на встрече, чаще всего отпугивает явная предрешенность некоторых аукционов, торгов и котировок: то, что исполнитель уже заранее определен, становится ясно из условий и цены контрактов. Вытеснить же «лишних» особого труда не составляет. То критерии к товару и фирме предъявляются почти нереальные, то срок поставки ведомство может ограничить одним днем. А если говорить о цене, то выигрывает, конечно, тот, кто меньше всего попросит за свои услуги. «Скажите, насколько справедливо мог выиграть тот участник торгов, который сбил цену контракта на обслуживание городских дорог с 54 до 5 миллионов рублей?» – спросил, описывая конкретный пример, первый замруководителя союза предпринимателей Ставрополя П. Горбачев.
Не отрицают всех этих проблем и чиновники. Правда, ссылаются они не только на неувязки в 94–м федеральном законе, регламентирующем процесс исполнения госзаказа. По словам начальника отдела по закупкам краевого УФАС Г. Золиной, и сам малый бизнес, к сожалению, не такой честный и надежный, как хотелось бы. Если взять краевой реестр недобросовестных поставщиков, который ведется всего два года, то он более чем на 80% состоит как раз из малых предприятий. Крупные компании дорожат своей репутацией и стараются не допускать промахов при исполнении контрактов даже в ущерб себе. Ведь включение в «черный» список означает двухгодичное отстранение от выполнения госзаказов на услуги и поставку товаров. Более мелким же, говорит Г. Золина, ничто не мешает перерегистрироваться и снова наступить на те же грабли. Такое практиковалось прошлой осенью, когда резко взлетели цены на продукты питания. Малые предприниматели просто отказывались поставлять госзаказчикам масло, яйца, сыры по ценам контрактов: невыгодно было продавать их по себестоимости или ниже ее. Именно тогда черный список значительно удлинился.
Немало жалоб антимонопольщикам поступает как раз от заказчиков – министерств и ведомств. Почти стандартной стала ситуация, когда бизнесмен участвует (порой и выигрывает) в торгах и аукционах, заранее зная, что не сможет в точности выполнить все условия. Закон же не принимает оправданий и «передоговоров» уже после вскрытия конвертов. Это подтвердил и заместитель министра дорожного хозяйства края Д. Евтушенко. По его словам, контракты дорожной отрасли привлекают массу желающих, в том числе и малых предпринимателей, внушительными суммами. В результате побеждают компании, вообще не работавшие в отрасли, но сыгравшие на цене. Дальнейшая цепочка ясна: срыв контракта приводит только к «зависанию» на счетах денег, а ремонт дорог начинается зимой, а не в изначально планировавшиеся сроки.
Дискуссия в итоге получилась довольно эмоциональной, однако в целом у ее участники сумели обозначить основные болевые точки. Составлена резолюция с предложениями, по преимуществу касающимися нормативных актов.
26 февраля 2009 года