00:00, 20 февраля 2009 года

Общество защиты животных: история Ставропольского отделения

Это был 14–й год существования общества, организованного под началом императрицы Марии Федоровны. Оно имело свой устав, все положения которого призывали к охране животных, «к воспитанию в обществе добросердечия и к смягчению жестокости нравов».

С 1896 года и вплоть до революционных событий 1917–го существовало это гуманное объединение, относящееся к животным как друзьям и помощникам. Одновременно возникло и Ставропольское отделение, организатором которого был Иосиф Адамович Качинский, который сразу же получил одобрение и всяческое участие в этом деле со стороны местной власти.

Губернатор Б. Янушевич не только способствовал развитию полезного дела, но и вкладывал в него личные материальные средства. А крупные чиновники и землевладельцы жертвовали деньги и являлись участковыми попечителями. В почетных членах значились архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор, губернатор Янушевич, княжна Багратион–Мухранская, купец С. Ртищев, купцы Меснянкины и юрист Г. Прозрителев.

Охрана здоровья и работоспособности домашних животных была основной задачей общества. Кстати, для малообеспеченных существовало бесплатное обслуживание «братьев меньших» в ветеринарной лечебнице со стационарным отделением, открытой на средства общества.

По данным отчета за 1910 год, 70 процентов клиентов лечебницы составляли животные, которыми владели крестьяне и мещане, из них 66,7 процента пользовались ее услугами бесплатно. Из этого же отчета узнаем, что за истекший год в лечебнице принято 845 лошадей, 210 голов крупного рогатого скота, 145 собак, 17 птиц, 18 кошек, одна овца, семь свиней...

Полиция проводила периодический осмотр почтовых и извозчичьих лошадей, и при этом обязательно присутствовал кто–нибудь из членов Общества защиты животных, чаще – ветеринарный врач, который всегда настаивал, чтобы слабые и больные животные были освобождены от работ. В 1913 году, например, в результате осмотра одной из почтовых станций были выявлены истощенные лошади. Станция была немедленно закрыта, а ее владелец привлечен к уголовной ответственности.

Ветеринарные врачи – сначала В. Филиппович, затем Н. Святославский (заведующий ветеринарной лечебницей) обслуживали в те годы Ставрополь и пригородные села. При лечебнице действовала образцовая кузница, занимающаяся ковкой, расчисткой копыт лошадей и заготовкой подков.

В ветеринарной лечебнице общества лечили также бродячих собак и кошек. Не может не трогать одно из положений устава: «делать все возможное по воспитанию среди народа сострадательного отношения к животным, когда суровость природы или человеческого нрава налагает на них тяжелую руку…».

Извозчикам, например, предъявлялось требование не занимать работой больных и истощенных лошадей, не устраивать гонок, не бить их, не нагружать возы лишней тяжестью и т. д.

Одной из главных задач общество считало широкую популяризацию своих идей. Так, в 1911 году была организована I–я Ставрополь–Кавказская выставка, на которой представлены коллекция моделей по экстерьеру лошади, копыт, подков, ветеринарно–хирургический инструментарий, диаграммы о движении пациентов в лечебнице с 1898 года по 1911 год, а также популярные издания – брошюры, плакаты, отчеты, фотографические снимки.

На какие же средства существовало общество? Из документов видим, что источниками дохода были членские взносы, работа ветеринарной лечебницы, разного рода пожертвования. В упомянутом 1913 году общество располагало 1422 рублями поступлений.

Несмотря на столь скромные средства, общество сделало немало для улучшения жизни и спасения «братьев наших меньших», что является глубоко гуманным и достойным всяческого уважения во все времена. Хорошо бы эти добрые традиции милосердия развивать и сегодня.

Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ
«Для братьев наших меньших»
Газета «Ставропольская правда»
20 февраля 2009 года