00:00, 5 февраля 2009 года

Нефтяники Ставрополья отрицают ценовой сговор

Напомним суть дела. Начиная с мая 2008 года цены на дизтопливо на АЗС, принадлежащих крупнейшим игрокам регионального рынка нефтепродуктов, удивительно синхронно поползли вверх, превысив даже стоимость Аи-95. Пик роста пришелся на лето, когда сельхозтоваропроизводители особенно нуждались в солярке и готовы были отдать за нее любые деньги, чтобы успеть провести уборку хлебов в срок. В августе Управление Федеральной антимонопольной службы по СК вынесло решение, признав пять топливных компаний - ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», ООО НК «Роснефть-Ставрополье», ООО «Башойл-КМВ», ООО «Ставнефть» и ООО ПКП «Ставпромкомплект» - участниками ценового сговора, а чуть позже им был назначен штраф, в общей сложности превысивший 50 миллионов рублей. Однако нефтяники не согласились с обвинением и в конце 2008 года обратились в арбитраж с просьбой отменить решение антимонопольщиков как незаконное и необоснованное.

На очередном судебном заседании стороны изложили свою позицию. Так, представители топливных компаний упирали на то, что в ходе проверки в мае-июле прошлого года антимонопольщики якобы допустили ряд нарушений. В частности, говорилось о том, что неверно были определены границы товарных рынков: мол, рынок дизтоплива никоим образом не связан с рынком высокооктанового бензина, поэтому нет смысла их сравнивать. Не учтены также особенности формирования цен на солярку каждой из компаний, мировая конъюнктура на рынке энергоресурсов. Дошло даже до заявлений, что государство не вправе вмешиваться в экономику хозяйствующих субъектов...

В свою очередь линия представителей УФАС строилась на следующих доводах: Ставрополье в указанный период стало единственным регионом в России, где так высоко и долго удерживались цены на дизтопливо. В других территориях скачок цен, если и был, то не превышал двух-трех недель. При том что условия закупки нефтепродуктов на оптовом рынке для всех были одинаковы. Более того, начиная с июля дизтопливо на нем стало падать в цене, однако в рознице никакого снижения не произошло. А под обвинение в ценовом сговоре указанные пять компаний попали, поскольку они в совокупности контролируют более половины регионального топливного рынка, а значит, имеют возможность влиять на уровень цен на нем.

«50 миллионов на дороге не валяются»
Газета «Ставропольская правда»
5 февраля 2009 года