ЕГЭ по математике: готовиться придется всем
- Юрий Александрович, экзамен по математике в форме ЕГЭ оказался в прошлом году чуть ли не наиболее провальным. Чем это можно объяснить? Так плохо учат детей?
- Причин несколько. Одна из главных заключается в том, что школьная программа по предмету перегружена, дети не успевают усвоить такой большой объем знаний в отведенное время. Второе: учителя действительно недостаточно хорошо владеют современными методиками и технологиями преподавания. Есть еще одна причина, которая, на мой взгляд, кроется в неблагополучии многих семей, где растут дети. Начиная с 90-х годов родители все меньше следят за их учебными успехами, что тоже сказывается.
- Есть такое мнение, что уровень математических знаний падает даже у так называемых «элитных» детей. Мы уже не такие безусловные лидеры на международных олимпиадах…
- Не сказал бы, что результаты России стали хуже, хотя на пятки нам действительно наступают Китай, Иран. Знаете, когда я в свое время работал над диссертацией, прочел подшивки журнала «Математика в школе» начиная с 1947 года. И каждые пять лет кто-нибудь писал, что знания детей упали. Это, скорее, субъективные ощущения.
Но мы с вами говорим не об элитном, а о всеобщем образовании. ЕГЭ как средство внешнего контроля позволяет вскрыть истинное положение дел в школе, которое не выходило наружу прежде, когда слабые учащиеся во время обычных экзаменов по математике просто ждали, что придет их учительница и принесет листочек с решениями, а они его перепишут. Или выйдут из класса в туалет и там найдут этот листочек на подоконнике… Такие ситуации во время проведения ЕГЭ стараются пресечь. Где-то это удается, где-то – не совсем, и тогда статистика показывает, где не удалось…
- Вернемся все-таки к «элитным» детям. Существует мнение, что тесты ЕГЭ мешают одаренным школьникам проявить свои способности. Тесты усредненные, даже вариант «С» не предполагает наличия у выпускника особых талантов. К тому же чем способнее ребенок, тем, как правило, ему труднее просто в нужную клеточку поставить нужную галочку…
- Что касается «галочек» и «клеточек», то мы вступили в эру бланков, заполняем их постоянно и везде. Хочешь не хочешь, а ученику нужно овладеть данным навыком, тем более что в современной школе этому обучают уже с младших классов. А одаренных детей все-таки нужно отбирать на олимпиадах высокого уровня, в том числе и университетских.
- Многие считают, что Единый госэкзамен хорош как контрольный измеритель усвоения детьми школьной программы. Но зачем-де принимать в вузы по результатам тестов? Как известно, 24 университета получили возможность провести, помимо ЕГЭ, собственный дополнительный экзамен, чтобы как раз и не пропустить самых одаренных абитуриентов.
- Я не сторонник этой «иридодиагностики», которую проповедует ректор МГУ В. Садовничий («Мы должны каждому абитуриенту посмотреть в глаза!»).
Наш вуз также получил право устраивать дополнительные испытания. Но при нынешней конъюнктуре, когда конкурс, в частности, на наш факультет, один к одному, а в прошлом году мы вообще студентов недобрали – не думаю, что этим правом мы воспользуемся.
- Каковы ваши прогнозы на 2009 год? В 2008-м на математике «завалились» 25 процентов детей. Говорят, что в этом году будет покруче.
- Во-первых, не 25, а 23,5 процента. Во-вторых, в прошлом году 300 тысяч детей, треть всех экзаменующихся, сдавали ЕГЭ по математике в первый раз. Это сказалось. В этом году этот «довесок» новичков всего два процента от общего числа выпускников. Нужно также учитывать, что в прошлом году действовал принцип «плюс один». Выпускник, получивший «два» на экзамене, все равно в аттестате имел тройку. Поэтому часть наших весьма прагматичных детей приходила на экзамен, заполняла бланки регистрации, сдавала их - и шла отдыхать, не утруждая себя экзаменом. В нынешнем году такой принцип выставления итоговых оценок отсутствует, готовиться к ЕГЭ придется всем.
4 февраля 2009 года