Каникулы в Италии: Венеция, Флоренция, Рим...
Итак, декабрьские каникулы начались. Бон джорно! Но переполнявшие меня радость и волнение быстро сменились недоумением и легким разочарованием. Наверное, потому, что «сказочная» страна превратилась в реальность и окружила меня. Здесь все такое же. Обычный воздух, обычный аэропорт… И люди вокруг какие-то понятные... Хотя ясно – ну не инопланетяне же здесь должны жить?!
Как выйти замуж
Прямо из аэропорта водитель Винченсо повез нас в Верону. За окнами замелькали одинаково ухоженные виноградники, маленькие клоны-поселки с клонами-домиками и картинные итальянские пейзажи.
Верона. Это и есть тот самый город знаменитых Ромео и Джульетты. Даже не верится, что я, лет двенадцать назад слушая по радио передачу про путешествия, подумала: «Хорошо бы оказаться там, так романтично рассказывают…». Тем не менее Верона по программе оказалась городом-забегом. Слишком уж мало времени на нее выделили. Когда автобус остановился и мы вышли на улицу, меня охватила такая суматоха, какую испытывает человек, который из тихого переулка неожиданно попадает на шумную улицу. Именно в таком месте мы и оказались. Ширина тротуара для пешеходов – не больше метра, а за слегка выступающим над землей бордюрчиком расстелилась идеально ровная дорога.
«Посмотрите направо: дворик Джульетты», - обратил наше внимание гид Константино. Стены проулка, ведущего к дворику, исписаны разноязычными признаниями. Говорят, этот каменный простор для рисования собираются заменить электронным дисплеем, на котором за определенную плату будет высвечиваться заветная фраза… Согласитесь, не очень радует такой прогресс: прощай, средневековая романтика!
Неподалеку от балкончика, под которым Ромео объяснялся со своей возлюбленной, расположилась и сама Джульетта в бронзовом обличии с протертой до дыр грудью. Говорят, если девушка потрет эту часть тела Джульетты, если поцелуется около статуи с молодым человеком, то точно выйдет замуж. Кстати, совсем не обязательно за того, с кем целовалась. Но мне почему-то стало жаль Джульетту, и единственным нашим с ней «взаимодействием» стало фото на память.
Голуби Венеции
Если бы на тот момент я уже прочитала тургеневский роман «Накануне», то в Венеции мне бы обязательно пришло в голову: «Здесь умер Инсаров». Однако это было «накануне» моего детального знакомства с творчеством русского писателя. Поэтому, сойдя с катера на нетвердую венецианскую землю, я устроила настоящие «соревнования» между собой и фотоаппаратом. Оперативная память мозга, конечно, побольше, но не такая четкая. Хотелось все увезти с собой… Я дотрагивалась до каменных фасадов, прикладывала ладошки к перилам всех трех мостиков, которые мы прошли, перед тем как попасть на площадь Сан-Марко. Не знаю, куда смотреть: люди, здания, каналы, катера...
Муранское стекло - чудо стеклодувов - славится на весь мир и производится именно в Венеции. На наших глазах из раскаленной красно-оранжевой капли мастер сделал маленькую изящную лошадку. Он продемонстрировал, как обманчиво стекло, раскаленное до 400 градусов. Лист бумаги, который он поднес к уже остывшей на вид фигурке, вспыхнул так неожиданно и ярко, что демонстрационный зал наполнился испуганно-восторженными «ахами».
Венеция оставила самое яркое впечатление. Чего стоят только стаи голубей. Кстати, было немного страшновато, когда птички, увидев корм, налетали на меня со всех сторон, соскальзывая с рукавов, усаживаясь на капюшон, упираясь когтистыми лапками в кожу рук. Я боялась наступить на них, упасть, споткнувшись о зазевавшуюся птичку…
И Беатриче
Флоренция. Колыбель итальянского Возрождения, мировой центр искусства и культуры, родина стольких талантов! Совсем недавно в университетском курсе истории зарубежной литературы мы изучали жизнь и творчество великого автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. Трудно было поверить, что вот мы заходим в ту самую часовенку, где, по преданию, он впервые увидел и навсегда полюбил свою Беатриче, а вот идем по каменной мостовой к домику, где жил поэт.
Несмотря на то, что накрапывал дождь, мы обходим весь исторический центр Флоренции. Посещаем соборную площадь, пытаемся поместить в объектив собор Санта Мария дель Фьоре, колокольню Джотто и Райские врата.
После – поездка в Сиену, полностью сохранившийся средневековый город со знаменитой площадью Дель Кампо и с практически полным отсутствием зелени и пешеходных тротуаров, с местными жителями, одержимыми страстью к скачкам, и лошадьми, которым даже позволено входить в церковь. Кстати, скачки в начале последнего фильма о Джеймсе Бонде снимали именно здесь.
Вечный из вечных
Рим. Вечный город, основанный еще в 753 году до нашей эры. Пожалуй, по своей великой истории и красоте с ним не сравнится ни один город мира. Правда, у жителей Парижа, единственного побратима Рима, есть свое выражение на этот счет: «Только Париж достоин Рима, и только Рим достоин Парижа». Дотрагиваясь до древних и незыблемых камней Колизея, уж точно не обращаешь внимание на холодный дождь и то, что рассказов гида практически не слышно. В этот момент время застывает, а в голове одна мысль: «Я здесь. Я вижу это своими глазами!»
Позже, когда стемнело, нам устроили ночную автобусную экскурсию с осмотром Капитолийского холма, Театра Марцелла, Терм Каракаллы и моего любимого фонтана де Треви, где сам Федерико Феллини снимал свою «Сладкую жизнь».
О Риме можно говорить бесконечно. В моей памяти надолго остался образ пожилой женщины, плачущей у стен Колизея. С туристическим рюкзаком за плечами, она буквально тряслась от холода. Что творилось тогда в ее душе? Может, в тот момент сбылась мечта всей ее жизни? Может, это были слезы счастья и восторга? А может, в них была скорбь от того, что рядом уже нет человека, с которым хотелось бы разделить этот момент… Ясно, что Рим никого на свете не сможет оставить равнодушным. Потому так хочется перефразировать известное высказывание: увидеть Рим и…жить дальше, наполнившись новыми силами и новым смыслом жизни.
31 января 2009 года