Чистая вода: депутаты предлагают усовершенствовать водное законодательство
– Председатель ГДРФ Б. Грызлов выступил с инициативой придать проекту «Чистая вода», предложенному «Единой Россией», статус государственной программы. Идея поддержана и правительством, и регионами. Программа эта комплексная, включающая три группы задач: природоохранные, социальные, экономические, которые должны быть органично связаны с другими национальными проектами. Особенно демографическими. Качественная питьевая вода – это здоровье нации, а значит – увеличение продолжительности жизни и увеличение рождаемости.
В 1998 году в государственном докладе об охране окружающей среды было отмечено, что до 90 процентов водоемов в той или иной мере загрязнены и малопригодны для питья. За минувшие десять лет положение менялось в лучшую или худшую сторону, но отклонения были незначительны. Несколько лучше обстоят дела с подземными водными источниками: загрязнено около 30 процентов. Понятно, что ситуацию надо менять.
И наконец вода — это природный ресурс, которым можно торговать. А на вырученные средства регионы могут решать и экологические, и социальные, и экономические задачи. В том числе повышать уровень жизни населения.
Проект программы «Чистая вода» заставляет бережнее относиться к этому важнейшему природному ресурсу. Реализация его позволит обеспечить 40 процентов населения страны доброкачественной питьевой водой. Спросите: «Почему только сорок процентов? Желательно, чтобы все сто». Невозможно двинуть «камень» одним усилием. Нужны дополнительные меры. Но, к сожалению, для этого пока не хватает средств.
Очень важен вопрос платы за воду. Ее планируется довести до уровня мировых стандартов. Это необходимо даже с позиций экономии. Сегодня объемы потребления H2O на душу населения в России многократно выше зарубежных. А увеличение цены заставит быть бережнее и на производстве, и в быту. Но… такая мера в системе ЖКХ чревата и негативными последствиями. Уровень жизни наших граждан несоизмерим с западноевропейским. Так что действовать придется осторожно. Первоначально нужно обеспечить водными счетчиками каждую семью. Такая работа активно проводится в Москве. В других же субъектах Федерации положение гораздо хуже. Объясняется все очень просто: счетчики не выгодны системе «Водоканал», являющейся основным потребителем, который очищает воду, отпускает ее населению и предприятиям. Причем цена за воду, которая изымается с потребителя, явно завышена. Безусловно, у «Водоканала» значительные расходы на очистку, содержание системы. Но неизбежно встает вопрос, почему же вода тогда недоброкачественная? За что платим огромную надбавку?
Создание чистых водоемов — вот, пожалуй, главная задача.
Проектом программы предусмотрено и проведение водохозяйственных работ. В их числе - строительство очистных сооружений, восстановление плотин, укрепление берегов, обновление водозаборов. Но одними бюджетными средствами не обойтись. Надо привлечь деньги инвесторов, осуществляющих на этих водоемах хозяйственную деятельность и являющихся основными загрязнителями.
Требование иметь очистные сооружения на производственных объектах в нашем законодательстве содержится. На деле же их либо нет, либо они в аварийном состоянии. Для наведения порядка требуется 40-50 млрд. рублей в год. Из бюджета выделяется не более 15 млрд. Нужно точно определить, какие объекты должны и могут осуществлять эти работы за свои средства, каким надо помочь.
Крупнейшие загрязнители водных объектов — службы ЖКХ и предприятия системы «Водоканал», которые ежегодно сбрасывают более 8 млрд. кубометров сточных вод. Это приблизительно 48 процентов всего стока. Городские предприятия сбрасывают в канализацию сточные воды без очистки. Их состав, степень экологической опасности невозможно определить в полном объеме. Использование неисправных канализационных систем часто приводит к загрязнению земель и воздуха. Так что улучшению канализационных систем ЖКХ в этой программе должно быть уделено особое внимание. И еще. Говоря о производственных процессах, мы стали забывать об использовании оборотной воды.
Для успешного выполнения программы существующих норм и правил достаточно. Однако нельзя признать, что водное законодательство совершенно. Многие положения лишь декларируются. Наш подкомитет намерен внести предложения по его усовершенствованию. Но еще важнее как можно скорее принять технические регламенты по водоснабжению и водоотведению. Над этим сегодня и работают депутаты.
28 января 2009 года