О фильме «Стиляги» и не только
Помню также более поздний по времени киносборник, в одном из сюжетов которого клеймились тунеядцы, слушавшие западную музыку и танцевавшие рок-н-ролл.
Его на экране классно отплясывал молодой красавец Александр Белявский. Кстати, музыку эту «на костях» я тоже застала, видела рентгеновские снимки с записанными на них рок-н-ролльными и джазовыми композициями.
Авторы фильма «Стиляги» в то время, понятно, еще не родились. Их представления об эпохе, как мне кажется – из книг, из чужих рассказов чрезмерно идеологизированы (хотя именно против давления на человека идеологических догм они выступают). А мои детские впечатления – живые, чувственные. То время видится мне красочным и праздничным. Летом 1957 года в Москве состоялся I фестиваль молодежи и студентов, по ходу действия он переехал из Москвы в Ленинград, а потом в Киев. Мы, дети, да и родители наши, впервые увидели на улицах яркие толпы иностранцев в разноцветных нарядах. Приезжал знаменитый французский киноактер и шансонье Ив Монтан – мама взяла меня на его концерт, и я навсегда запомнила мягкий голос, черную тенниску, платочек на шее… До сих пор не могу равнодушно пройти мимо платочков и косыночек на прилавке – по-моему, это оттуда…
А вот людей в темно-бурых одеждах солдатского кроя, как они показаны в фильме, я ни в троллейбусах, ни во дворах не помню – это, скорее, что-то из кинохроники про маодзэдуновский Китай. Во всяком случае, мама моя, молодая киевская модница, и ее подружки носили платья и сарафаны ярких расцветок, любили хорошие духи – правда, купить могли только маленькие, почти пробные флакончики. И были они при этом не любительницы гулять по «Бродвею», как в фильме, не светские тусовщицы, как сказали бы сейчас, а обыкновенные школьные учительницы.
Понятно, что режиссер Валерий Тодоровский снимал фильм-метафору. Одежда в нем определяет, к какому человеческому типу относятся герои. Отождествляют ли они себя с «общей массой», привыкшей «ногой маршировать, рукой голосовать», или стремятся делать в жизни самостоятельный выбор, нести за нее собственную ответственность, идти на конфликт ради убеждений.
Дружинники в красных повязках действительно резали на стилягах узкие брючки, лихие куплетисты на самом деле пели с эстрады «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!». Эпизод, когда главного героя «Стиляг» Мэлса обличают как идеологического врага на комсомольском собрании в университете, не придуман. Сложная была жизнь.
И все же молодежное бунтарство в любые времена – включая все эти коки, ирокезы, брюки-дудочки и пирсинг во всех мыслимых и немыслимых местах - это более всего просто попытка заявить о себе миру. Я пришел, я новый, не такой, как вы!
Самым печальным эпизодом для Мэлса оказывается не остракизм однокурсников на общем собрании, а встреча через год после этого с бывшим лидером компании стиляг Фредом. Бывшим, потому что Фред, выпускник МГИМО, начинающий советский дипломат, сделал выбор в пользу карьеры, снял стиляжью «чешую» и уехал на стажировку в США. И вот он вернулся, и первое, что сказал другу: «А ты знаешь, в Америке стиляг нет!». Америка, которая казалась их компании оплотом свободы, воплощением молодого бунтарства, на самом деле, скучна, прагматична и носит респектабельные офисные костюмы.
Осмыслить и пережить это сразу Мэлс не может. Ему проще порвать с Фредом, чем поверить. Так заканчивается юность…
Мне кажется, фильм и об этом. О том, что юность заканчивается рано или поздно, но память о ней остается. В последних кадрах на улицы Москвы высыпают толпы стиляг, хиппи, панков, готов… Сколько их было, сколько еще будет! «Будем веселы, пока мы молоды!»
«Стиляги», невзирая на все издержки, - качественное кино. Далеко ведь не каждый мюзикл рождает в душе столько ассоциаций. А Тодоровский снял именно мюзикл, в котором музыка восьмидесятых удачно стилизована под пятидесятые-шестидесятые, а молодые актеры с замечательной естественностью танцуют и поют. В этом фильме каждый из них – индивидуальность. Никакого сравнения с бесконечными тупыми телесериалами, где молодость артистов используется только как фактура: хорошенькие личики, свежесть – а ситуация, диалоги, жесты – все фальшь и дешевка.
Новогодняя кинопремьера-2009 оказалась явно удачнее «Иронии судьбы-2», которую мы смотрели ровно год назад.
23 января 2009 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
