Кок пьет только сок
Недавно Андрей был в отпуске, приезжал домой в Ставрополь и встретился с корреспондентом «СП». Как стало известно, судьба его складывается просто удивительно - «не отпускает» Андрея прославленный крейсер. В 2000 году служил там «срочную», кстати, тоже на камбузе, только офицерском. Когда впервые поднялся на борт, масштабы корабля поразили воображение: длина сравнима с тремя футбольными полями, «небоскреб» этажей в двадцать, с множеством основных и вспомогательных палуб, экипаж в две тысячи человек, ангары для более чем пятидесяти самолетов и вертолетов. Когда видишь такое, захлестывают самые разные и сложные чувства, признается Андрей, но главное - без всякого ложного пафоса испытываешь настоящую гордость за страну. Словом, к такому привыкаешь не сразу, и, кажется, все остальное не стоит внимания. Однако он не забыл, что готовил в самый первый день службы - это были гречневая каша с говядиной и винегрет.
После «срочной» А. Бахтинов демобилизовался и вернулся в Ставрополь, сменил несколько рабочих мест, был даже милиционером и поваром в двух высококлассных ресторанах. А вот душа не могла найти приюта и все время ныла, будто ей чего-то такого важного не хватало. И вот как-то решил: не могу без моря-океана!
Обратился парень за помощью в городской военный комиссариат, откуда несколько лет назад был призван в Североморск на «Адмирал Кузнецов». Начальник третьего отделения подполковник Евгений Бахта разыскал-таки вакансию для будущего контрактника. И что совсем поразительно - на том же самом крейсере.
Всего пищеблоков на судне семь: для офицеров, мичманов, матросов и т. д. Андрей Бахтинов сейчас начальствует над камбузом и кухней для связистов и роты охраны. В подчинении у него восемь поваров, готовящих пищу для четырехсот человек. Коки бывают дневные и один, всегда постоянный, ночной. Последний заступает на смену в 18 часов, заваривает для экипажа вечерний чай (к нему обычно прилагается какой-нибудь десерт) и разливает его в 21 час. А потом сразу же приступает к приготовлению завтрака, который морской люд с удовольствием поглощает в семь утра. Это, как правило, всевозможные каши с мясом или рыбой, котлеты с разными гарнирами, сыры (ежедневно) и яйца. Обед наступает в 13 часов, но, чтобы к этому времени столы были накрыты, дневные коки колдуют на кухне, простите, камбузе с восьми утра. Никакой самодеятельности или полета фантазии от них не требуется - все блюда специально разработаны военно-морскими кулинарами. Едят офицеры и матросы в обеденный перерыв борщ и супы (даже молочный), гуляш, азу, котлеты, копчености, салаты, овощи, фрукты, соки или компоты. Обожают конфеты. Ужинают в шесть вечера и довольно плотно, включая «первое».
Как это ни банально, но самое любимое блюдо на «Адмирале Кузнецове»... макароны по-флотски. Говорят, в отличие от всего остального их просто нельзя испортить. А еще нравятся горячий свежий хлеб и булочки, выпекаемые в двух корабельных пекарнях. Ощущение, по словам морских волков, незабываемое, например, в походе - будто рядом находится родной дом.
- Особенностью работы кока является умение готовить, стоя на полу, уходящем из-под ног во время качки, - говорит А. Бахтинов. - Я долго не мог привыкнуть, но сейчас справляюсь. А вот молодое пополнение, пришедшее ко мне на камбуз, еще только учится. Поэтому иногда заменяю ребят возле плиты. Кстати, электроплиты надежно прикреплены к полу, а посуда не летает, удерживаемая специальным приспособлением, называемым штормовкой.
На качку, по словам нашего земляка, не все члены экипажа реагируют одинаково. Кто-то даже отказывается от вкусного и питательного обеда, а кто-то начинает постоянно что-то жевать. Для таких «жевунов» предусмотрены соленые сухарики, которые можно взять в любой момент на камбузе.
Когда крейсер выходит в дальнее плавание, растягивающееся обычно на несколько месяцев, у коков не болит голова о том, где взять продукты и пресную воду. Да, магазинов в море или океане нет, но зато на самом корабле предусмотрены овощехранилища, склады и морозильные камеры. А в них - чего только душе, то есть желудку угодно.
В октябре, когда судно находилось в Баренцевом море и принимало участие в тактических учениях «Двина», на борту авианесущего крейсера побывал президент России Дмитрий Медведев. С ходового мостика он наблюдал за пуском баллистической ракеты «Синева», но перед началом учений Верховный главнокомандующий осмотрел корабль, ознакомился с его авиационной техникой и вооружением. Главе государства продемонстрировали истребитель «Су-33», предназначенный для уничтожения средств воздушного нападения противника, и противолодочный вертолет «Ка-27», используемый для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок. Д. Медведев также пообщался с экипажем.
Андрей вспоминает курьезный случай, произошедший во время пребывания российского президента на борту:
- В одной из столовых, где обедали прибывшие с Д. Медведевым журналисты, гостям подали чай, но вместо сахара в нем была соль. Эффект получился неожиданным, но никакой обиды у пишущей и снимающей братии не вызвал, наоборот, все лишь развеселились и посмеялись.
Президента Андрею Бахтинову увидеть не удалось, потому как начальник камбуза находился на вахте. А жаль, сокрушается кок, ведь такая прекрасная была возможность. Но ничего, тут же успокаивает и обнадеживает он себя - в следующий раз. Тем паче, что политики и знаменитости, особенно артисты, часто посещают корабль.
На Новый год на праздничном столе вкусностей будет, конечно, побольше. Каких именно - пока секрет. Но под бой курантов морячки не поднимут фужеры с шампанским - на крейсере никакого спиртного! Будет сок.