Финансирование местного самоуправления обсудили депутаты ГДСК
При этом в среднем по краю местное самоуправление обеспечено собственными денежными ресурсами всего на 40 процентов от потребности. И как же при таком бюджетном дефиците исполнять свои полномочия? Ответы на этот вопрос искали участники встречи в ГДСК.
Председатель краевого парламента В. Коваленко и руководители думских комитетов пригласили к диалогу глав представительных органов местного самоуправления. И разговор получился достаточно откровенным. Спикер признал, что за время муниципальной реформы у представительной власти краевого и местного уровня накопилось немало взаимных вопросов и даже претензий. Сама жизнь подсказывает: надо чаще общаться. Именно для этого уже на следующем заседании ГДСК будет рассматриваться проект о создании консультативного совета руководителей представительных органов местного самоуправления муниципальных образований края при краевом парламенте. Все участники встречи высказались однозначно «за».
Ставропольский край, как известно, был пионером муниципальной реформы. Именно здесь прошли «обкатку» основные положения 131-го Федерального закона. Региональная Дума для этого приняла более ста законов и сотни других нормативно-правовых актов. Многое познавалось методом проб и ошибок, давали о себе знать и подводные камни реформы местного самоуправления. Но были и достижения. Одна из местных инициатив позволила муниципальным органам власти заменить дотации дифференцированными нормативами налоговых отчислений. Только в прошлом году это дополнительно привлекло в местные бюджеты более полумиллиарда рублей. Сейчас такую возможность используют 18 муниципальных районов, шесть городских округов и 91 поселение. Однако с 1 января эта норма 131-го федерального закона вступит в противоречие с Бюджетным кодексом. Ставропольским депутатам в связи с этим вновь пришлось брать законодательную инициативу на себя. В Государственную Думу России отправлены предложения предоставить муниципалитетам возможность заменить дотации дифференцированными нормативами отчислений от налогов и сборов, зачисляемых в бюджет РФ. Пока ответа не получено.
Федеральное законодательство вообще ставит массу проблем перед местной властью. До сих пор отсутствует четкое разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления по таким вопросам, как транспортное обслуживание населения, поддержка сельскохозяйственного производства, предупреждение чрезвычайных ситуаций. Согласно закону муниципальная власть должна осуществлять и противодействие терроризму «в пределах своих полномочий». Однако полномочия эти не определены. Не устранены и другие противоречия закона о местном самоуправления со множеством других законодательных актов. Как же работают муниципальные власти в такой ситуации?
По словам заместителя главы Буденновского муниципального района В. Купаева, контрольные органы сейчас имеют возможность наказать любого главу местной власти. Прежде всего за бездействие при исполнении возложенных полномочий. А как их исполнять, если в бюджете пусто? Поэтому передача полномочий без реальных средств по сути своей становится только лишним поводом для прокурорского реагирования. А председатель Совета ассоциации муниципальных образований края А. Нагаев поддержал своих коллег недвусмысленным призывом к контролирующим органам: «хватит кошмарить местные администрации». Поводов делать такие заявления сейчас более чем достаточно. Глава Шпаковского муниципального района А. Куликов рассказал на встрече, что сразу несколько руководителей местных органов власти получили на днях повестки в суд. Отвечать им придется за бездействие в связи со сложной ситуацией на скотомогильниках. Хотя до сих пор ни муниципальные, ни краевые органы власти не могут дать однозначный ответ: в чьем ведении находятся эти места массового захоронения животных и кто должен отвечать за противодействие всевозможным эпидемиям. А самое главное - как отвечать, если денег в местных бюджетах на эти цели не заложено. По мнению исполняющей полномочия главы Кочубеевского муниципального района Л. Елфимовой, прокурорские мечи над местными органами власти нависают и из-за таких проблем, как отсутствие водопроводов и газоснабжения или детских площадок и мест отдыха в отдаленных хуторах. Правоохранники пишут по этому поводу представления и предостережения, в которых грозят муниципалитетам различными карами. Как будто бы главы местных органов власти сами там не живут или намеренно создают своим землякам различные проблемы. Ах, как бы они развернулись, не будь этой пресловутой бюджетной недостаточности!
Существует и много других проблем, с которыми сталкиваются местные органы власти. Тут и организация муниципальной статистики, и необходимость изменить работу налоговой службы для того, чтобы появилась возможность оценить реальный потенциал местных бюджетов и составить прогноз развития поселений за счет собственных средств. На прошедшей встрече поднимались и вопросы, связанные с новыми полномочиями муниципальной власти по воинскому учету - пока вызывает немало нареканий порядок компенсации этих затрат из федерального бюджета. Есть проблемы, связанные с разграничениями государственной и муниципальной собственности на землю и формированием имущественной базы местных органов власти. Достаточно сказать, что в последние годы муниципалитетам передано почти 2200 объектов недвижимости и около тысячи предприятий и учреждений. Многие из них с изрядно изношенным ресурсом, а некоторые - в аварийном состоянии. Где найти деньги на ремонт и содержание этих объектов? Тем более, когда последствия мирового финансового кризиса ощущаются сейчас даже в сельской глубинке.
Нынешние экономические трудности уже отразились на краевом бюджете. По сравнению с первоначальными расчетами пришлось значительно сократить расходы на капитальное строительство и финансирование ряда краевых программ. Но одновременно на 2,3 миллиарда увеличены обязательства краевой казны по различным социальным выплатам и пособиям. Председатель ГДСК заверил руководителей местных органов власти, что в будущем году объем средств, передаваемых муниципалитетам, достигнет 46 процентов от расходов консолидированного бюджета. Прирост межбюджетных трансфертов составит почти четыре миллиарда рублей по сравнению с уровнем нынешнего года. Только на решение вопросов местного значения планируется выделить 1,4 миллиарда.
Еще одна из реальных угроз, способных усложнить жизнь ставропольчан, - это планируемое повышение энергетических тарифов. Такие перспективы выглядели вполне обоснованными на фоне роста российской экономики. Но сейчас ситуация изменилась. Тарифы обязательно потянут вверх цены на продовольствие, транспорт и многие товары. Краевая Дума уже направила руководству страны предложение заморозить тарифы. Депутаты надеются также на инициативы местных органов власти. В том числе и законодательные, которые помогут исправить нынешнюю ситуацию, когда муниципалитетам приходится не жить, а выживать. В парламенте края готовы учитывать мнения и конкретные предложения этих органов власти при принятии региональных законов и вообще при формировании программы законопроектной работы на очередной год. Представители муниципальных властей будут привлекаться в состав рабочих групп по подготовке законопроектов, продолжится и практика выездных заседаний различных комитетов ГДСК. И, конечно же, много надежд связывается с консультативным советом руководителей представительных органов власти муниципалитетов при ГДСК. Его создают, чтобы «младшие братья» краевой власти, как называли себя некоторые участники этой встречи, имели возможность влиять на политику старших.
11 декабря 2008 года