00:00, 10 декабря 2008 года

Международный день прав человека - 10 декабря

Имея лишь рекомендательный характер, декларация сыграла ключевую роль в дальнейшем развитии механизмов защиты прав и свобод и стала основой, на которой сейчас построены как международные, так и региональные системы обеспечения и защиты прав человека. На основе Всеобщей декларации сформировались европейские стандарты, которые юридически закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Россия признала и закрепила их в своей Конституции. Это право на жизнь и безопасность, запрещение пыток и насилия, политическое и идеологическое многообразие, неприкосновенность личности, жилища, собственности, частной жизни и др. Однако есть такая социальная ценность, которая имеет универсальный характер. Это человек, его права и свободы, что статьей 2 Конституции РФ провозглашено высшей ценностью.

Реализация важнейших национальных проектов, планы развития России вплоть до 2020 года позволяют рассчитывать на то, что острые национальные проблемы обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод будут решены. Немало сделано и делается по завершению правовой реформы. Приняты новые кодексы, в том числе гражданский и уголовный, административный и трудовой, а также процессуальные кодексы. Действуют суды присяжных и мировые суды, установлен судебный контроль за действиями правоохранительных органов. Уголовный процесс все более приобретает состязательный характер. Граждане получили широкие права на обжалование в суд действий должностных лиц и органов, затрагивающих их права и свободы. С принятием Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» укрепились правовые гарантии защиты нарушенных прав и свобод человека. Внесенные в законодательство изменения о порядке следственной деятельности создали больше, чем было, гарантий обеспечения права на справедливое следственное и судебное разбирательство. Кроме внутригосударственных механизмов, граждане приобрели в последние годы юридическую возможность использовать для защиты своих прав и свобод международные механизмы, в первую очередь Европейский суд по правам человека.

Однако, несмотря на все это, задача реального обеспечения конституционных прав остается актуальной. Государство в лице своих многочисленных чиновников и правоохранительных органов пока плохо обеспечивает и защищает права человека. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод 8 мая 2002 года в крае была учреждена должность Уполномоченного по правам человека. Мы стали 20-м субъектом, учредившим этот государственный институт. Сейчас омбудсмены действуют в 45 субъектах Федерации. Власти края сочли необходимым иметь специальный орган, который оказывал бы гражданам дополнительную помощь в защите их прав и свобод. В соответствии с законом уполномоченный включается в действие лишь после того, когда жалоба гражданина о нарушении его прав и свобод была предметом рассмотрения компетентных органов, но, по мнению гражданина, не привела к устранению нарушения его прав. В силу своего правового статуса задача Уполномоченного не подменять компетентные органы, а выступать беспристрастным посредником в споре гражданина и должностного лица. Убедить неправого изменить свою позицию либо найти приемлемый для них компромисс. Но все не так просто. К сожалению, наше посредничество не всегда встречает согласие и понимание со стороны чиновников. Нередки случаи, когда наши аргументированные ссылками на законы обращения безмотивно отклоняются.

За время деятельности Уполномоченного рассмотрено более 17 тысяч обращений. Надо отметить, что в прошлом году уменьшилось число обращений граждан о нарушении их прав по рассмотренным судами уголовным и гражданским делам, а также на неисполнение судебных решений. Это в том числе свидетельствует о том, что проводимая в последнее время работа по укреплению кадров судебных и прокурорских органов края, укрепление их взаимодействия с правозащитной общественностью дает позитивный результат.

Анализ показывает, что 78,9% всех обращений - это жалобы на действующие в крае структуры федеральных органов государственной власти. В частности, выросло число обращений по вопросам приобретения гражданства с 53 до 108, на нарушение жилищных прав - со 100 до 125, нарушение прав на землепользование - с 30 до 52, а также на нарушения прав и свобод при задержании, аресте, расследовании дел.

Несмотря на то, что подавляющее число обращений, поступивших к Уполномоченному, содержит претензии к федеральным структурам, это не дает оснований для категоричного вывода, что именно там менее ответственно относятся к соблюдению прав и свобод. Надо иметь в виду, что жалобы в федеральные структуры касаются самых значимых нужд и интересов населения либо затрагивают самые острые и болезненные вопросы, по которым сложно или вообще невозможно достичь компромисса. Заметное место в почте Уполномоченного занимают обращения граждан о нарушении их прав и свобод органами местного самоуправления. Это вопросы повседневного быта - ремонт жилых помещений, дорог, застройки микрорайонов, оформления различных правоустанавливающих документов, то есть те вопросы, которые для подавляющего числа людей в значительной мере определяют качество жизни, а порой и ее смысл.

К сожалению, принятие закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» не привело к заметному улучшению работы с жалобами граждан. По-прежнему доступ ко многим чиновникам и должностным лицам необоснованно ограничен искусственными барьерами. Но и в данном случае следует сказать, что не всегда отказ в удовлетворении жалобы является результатом чиновничьей испорченности, нередко это результат объективных экономических или финансовых трудностей, решать которые должны вместе с органами местного самоуправления краевые и федеральные органы. Что касается деятельности краевых органов власти, то небольшое число жалоб на них к уполномоченному - результат усилий в решении стоящих перед ними задач.

Состояние соблюдения прав и свобод и их защита в крае типичны для современной России, очевидно и то, что деятельность уполномоченных по правам человека не может заменить деятельность всех других государственных органов, которые по своему статусу должны этим заниматься. Неудовлетворительное правоприменение - чаще всего результат не только и не столько несовершенства правовой системы, или плохих законов, или дурного умысла чиновников, хотя есть и такое, а скорее результат их низкой культуры, в том числе и правовой, замешанной на субъективном понимании конкретной правовой нормы и личном, нередко корыстном интересе. Правозащитная деятельность в этом случае есть тот общественный бумеранг, который не дает чиновникам и их руководителям расслабляться.

Объявленная президентом РФ Д. Медведевым программа борьбы с правовым нигилизмом, а также по улучшению деятельности государственного аппарата, правоохранительной и судебной систем России может быть решена только при активной поддержке самых широких слоев общественности и правозащитников прежде всего. Людей надо не только обучать основам права, но и воспитывать у них правозащитную культуру, то есть умение и желание защищать себя, а не ждать, когда за них вступится добрый барин. Каждый, борющийся за свои права, должен понимать, что процесс этот рутинный, результаты его не всегда предсказуемы, но иное в юридической практике встречается редко.

Предстоит долгий и трудный путь к реальному признанию того, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Но это не должно нас лишать надежды и веры в то, что вместе мы этот путь преодолеем!

Алексей СЕЛЮКОВ - уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае, заслуженный юрист РФ.

Алексей СЕЛЮКОВ
«Убедить неправого»
Газета «Ставропольская правда»
10 декабря 2008 года