Геннадий Зайцев о сотрудничестве Ставрополья и Беларуси
- С Республикой Беларусь наш край связывают давние отношения, официально закрепленные договором о сотрудничестве 2005 года. Однако многие его положения сегодня не отвечают требованиям времени. Поэтому целью поездки стала необходимость реально оценить направления, по которым мы можем развивать партнерство в дальнейшем. Ну и, конечно, присутствовал деловой интерес. В состав делегации вошли представители Торгово-промышленной палаты края, бизнесмены и другие.
- Знаю, что не последним был вопрос обновления общественного транспорта в крае...
- Естественно. Как известно, в Ставрополе уже появились новые автобусы марки МАЗ. Пока их двадцать. Но до конца года на улицы выйдут еще три десятка таких же. Мы побывали на самом заводе, видели, как они собираются. Могу уверить горожан, что автобусы действительно качественные. Даже Германия, которая славится собственным автопромом, закупает их. Руководство МАЗа готово приехать на Ставрополье и организовать презентацию своей продукции. Кроме автобусов, Беларусь готова предложить нам троллейбусы и трамваи производства Белкоммунмаш. Наши собственные ведь уже износились донельзя. К слову, в день приезда нашей делегации проходила демонстрация суперсовременного трамвая, заказанного администрацией Москвы. Он рассчитан на 250 человек, практически бесшумен и в отличие от обычных трамваев не нуждается в большом круге для разворота. Думаю, этот вариант мог бы подойти и нам. К примеру, его можно было бы пустить по курортной ветке между Минеральными Водами и Кисловодском, поскольку, как показывает анализ, на этом направлении в обеденное время электрички курсируют полупустыми.
- Геннадий Семенович, обратили ли вы внимание на то, как развивается в Беларуси социальная сфера?
- Нам есть чему учиться друг у друга в этом направлении. К примеру, в Минске есть кардиологический центр очень высокого уровня. В ближайшем будущем там планируется освоить передовые технологии в области трансплантологии сердца. В этот центр приезжают на стажировку американские медики. Думаю, нашим кардиологам также будет не лишним познакомиться с опытом минских коллег. Удалось побывать также и в республиканском Пенсионном фонде. На мой взгляд, безусловным плюсом их пенсионной системы можно считать то, что все работники фонда имеют статус госслужащих. Это логично: люди, обслуживающие интересы государства, должны обладать правом на определенный статус и соответствующие льготы. Понравилась и транспортная система столицы: широкие дороги, никаких пробок... Но самое главное, нам, россиянам, совсем не помешает заимствование опыта Беларуси в формировании культуры быта. Чистота на улицах там воспринимается как норма жизни.
- А что в свою очередь может предложить Ставрополье?
- Наш край традиционно воспринимается как аграрный регион, крупный производитель сельхозпродукции. В частности, была обозначена заинтересованность в покупке нескольких тысяч тонн высококлассной ставропольской пшеницы. Интересуют и наши бальнеологические курорты, вплоть до обмена группами детей во время каникул. Но здесь есть нерешенные вопросы. К примеру, сегодня попасть в республику с юга России возможно только с помощью железнодорожного транспорта. Почему бы не наладить и авиасообщение? Кроме того, Минск - республиканский центр с населением более двух миллионов человек - готов выступить побратимом Ставрополя. Пока это только предложение, но, согласитесь, лестное.
10 декабря 2008 года