Семь лет на счетчике: братья-рэкетиры задержаны на Ставрополье
В разные времена обманутые заимодавцы эту проблему решали по-разному. Еще десять-пятнадцать лет назад взыскание долгов осуществлялось криминальными методами. Именно тогда родились такие понятия, как «рэкет», «ставить на счетчик», то есть в переводе на язык Уголовного кодекса: разбой и вымогательство. Раскаленный утюг или паяльник на теле злостного неплательщика, расправа с членами его семьи - все это нам хорошо знакомо по телесериалам и милицейским сводкам тех лет. И хотя такие методы взимания долгов сегодня жестко преследуются законом, сама проблема никуда не делась. Тоска по временам «бригады Саши Белого» еще крепка в определенных слоях общества…
В Шпаковском районном суде начинается слушание уголовного дела в отношении скромного школьного тренера Муслима Ибрагимова и его безработного кузена Али Курбанова. Родственники обвиняются ни много ни мало как в вымогательствах, грабежах и создании «устойчивой преступной группы», а проще - «бригады» по выбиванию долгов. «Коллекторское агентство» братья организовали в 2001 году, после того как к ним обратился некто Игорь Мышкин с жалобой на то, что его приятель Сергей Иванов не хочет отдавать взятые взаймы 85 000 рублей. Курбанов и Ибрагимов предложили незадачливому кредитору заключить договор: они «выбивают» деньги с должника, но половину суммы в качестве «гонорара» берут себе. Ударили по рукам и приступили к выполнению плана. Для начала должника, поймав на улице, братья увезли на заброшенную кошару, где продержали пару дней. Для пущей острастки Иванова поколотили и пригрозили убить, если он не станет платить по счетам. «Когда меня привезли на кошару, Курбанов взял нож и, посмеиваясь, предложил отрезать мне уши», - вспоминал позже на следствии Иванов. - «Но Ибрагимов сказал, что не нужно мелочиться, и достал пистолет. Сказал, что прострелит мне колено…».
Из плена Иванова спасло чудо — на заброшенную кошару по каким-то делам приехал родственник одного из похитителей. Увидев «пленника» разнервничался и велел отпустить его. Братья отвезли свою жертву домой и, отпуская, напомнили, что он отныне под их наблюдением, пусть даже не помышляет скрываться.
С этой минуты жизнь Сергея превратилась в многолетний кошмар: чтобы расплатиться с долгами, он брался за любую работу, продал все, что можно. Но сумма не уменьшалась — все «съедали» установленные братьями проценты от основного долга. Отчаявшись, Иванов сбежал в дальний район Ставрополья. Но надежды избавиться от братьев-рэкетиров не оправдались. Те, подкараулив на улице младшего брата Иванова, угрозами заставили парнишку рассказать, где скрывается Сергей. И навестили его на новом месте жительства. В наказание за «плохое поведение» Иванов попал в настоящее рабство: братья не только заставили его взять несколько сотовых телефонов в кредит (мобильники, естественно, они тут же продавали, а деньги брали себе), но и устроили на работу. Иванов строил и ремонтировал дома, а зарплату за него получали Ибрагимов и Курбанов. Для ускорения списания долга с Сергея на стройки попали и младшие братья Иванова. Но расплатиться не удавалось — по хитрой арифметике вымогателей сумма долга уменьшалась черепашьими шагами. Обращаться в правоохранительные органы Ивановы боялись — рэкетиры запугали всю семью: дескать, убьем, зарежем, дом сожжем.
Задержали бравых кузенов весной этого года. Как рассказывает старший следователь следственной части главного следственного управления при ГУВД по СК Эльза Ташаева, после семи лет «рабства» Иванов понял, что свой долг он бандитам не отдаст никогда и у него лишь два выхода: или платить, платить и платить до конца дней, или обратиться в милицию. Он выбрал второе. Как оказалось, Иванов — не единственная жертва Ибрагимова и Курбанова. Им предъявлено обвинение по шести эпизодам вымогательства. Примечательно, что кузены за эти годы «сняли» с Иванова сумму, намного превышающую его долг Мышкину. Но самому Мышкину не перепало ни копейки — Ибрагимов и Курбанов не сочли нужным соблюдать условия договора со своим «работодателем».
При содействии пресс-службы ГСУ при ГУВД по СК.
(Все имена и фамилии участников уголовного дела изменены).