Проблемы профобразования
«Золотой век» учкома
За последнее время и президент, и премьер-министр России не раз возвращались к теме перекосов в образовании, к воссозданию былой славы отечественных школ и вузов. И, мол, хватит плодить несчетное количество полуграмотных юристов и экономистов. Стране куда нужнее квалифицированные станочники и электрики.
Подобные высказывания Михаилу Читаладзе - бальзам на душу. Коренной кисловодчанин, он еще в 1973 году пришел в школу преподавателем труда. А последние два десятка лет возглавляет межшкольный учебный комбинат. Этот комбинат да одно ПТУ – два учебных заведения в 140-тысячном городе, где юноши и девушки могут получить рабочие специальности.
О прошлом учебного комбината Михаил Захарович вспоминает, словно волшебную сказку рассказывает:
- У меня почти все предприятия города были шефами. Городская власть их обязала, и они открывали здесь цеха. Давали оборудование, инструменты, мастеру производственного обучения платили зарплату. А еще поставляли сырье, полуфабрикаты и забирали ту продукцию, которую изготавливали ребята. Здесь обучались две с половиной тысячи учеников. И на предприятиях занимались со школьниками. У той же сувенирной фабрики были цеха, специально оборудованные для детей. А еще, например, в мединститут ребята могли поступать либо со свидетельством, что прошли обучение в учебном комбинате, либо имея двухлетний стаж работы медсестрой, медбратом. От желающих здесь учиться отбоя не было.
Сегодня в Кисловодске нет ни той обувной фабрики, ни той мебельной, ни той сувенирной. Количество жителей увеличилось за последние два десятка лет почти вдвое, а производство еле теплится. Каждое утро тысячи кисловодчан едут на работу в Ессентуки, Пятигорск и даже в Минеральные Воды. Тем временем многочисленные филиалы различных вузов продолжают штамповать никому не нужных «специалистов», выкачивая из карманов родителей десятки тысяч рублей. А вот что касается учебных заведений, обучающих будущих рабочих, то…
- Мы попали в аховое положение, - говорит Михаил Читаладзе.
Подайте болванку на обучение
Слесарь, электрик, токарь, фрезеровщик – все это очень затратные для обучения профессии. Нужны станки, инструменты, приспособления. Плюс материалы. Сегодня металл стоит сумасшедших денег. А потому не только железную болванку для обработки на станке или олово для пайки, но даже металлолом негде взять.
- Президент правильно говорил, что надо уделять внимание подготовке рабочих специальностей. Но это декларация. Внизу на местах никто это выполнить не сможет. Подо все нужны деньги, - убежден Михаил Захарович.
А их как не было, так и нет. Как финансировали образование по остаточному принципу, так и финансируют. И больше всего страдает трудовое и профессиональное обучение. Нормально оборудованные мастерские, по словам Михаила Читаладзе, в Кисловодске найдешь разве что в одной-двух школах. Да и там ребятам нечем заниматься – нет материалов. Не с родителей же собирать деньги еще и на металл и фанеру. А у школ и без того реальные затраты гораздо больше, чем расходная часть их бюджетов.
Учебный комбинат за счет платных услуг по подготовке водителей да реализации продукции еще как-то поддерживает в рабочем состоянии то оборудование, что поставили сюда лет 20 назад. Есть и швейные машинки, и сверлильные, токарные станки, и оборудование для обувных и слесарных работ. Благодаря этому удается пяти сотням старшеклассников преподавать навыки более чем десятка профессий. Но все держится на энтузиазме, на нервах…
Отдельный разговор – производственная практика. Учащимся устроиться куда-нибудь в цех или в мастерскую можно только за «отдельную плату» или благодаря личным связям родителей.
- Здесь такую полноценную практику, как на предприятии, не организуешь, - признается директор учебного комбината. - Сегодня и ПТУ в таком же положении. Они тоже в собственном соку варятся. Не чувствуется заинтересованного государственного отношения к подготовке кадров.
Заплати – пусть пятерку поставит
Важно не только где и как, но и кто учит. Средний возраст педагогов по городу – за 50. Молодежь не идет: ни зарплаты, ни престижа.
- Прежде педагог был на некоем пьедестале. Сегодня его опустили ниже самой низкой планки, - считает Михаил Читаладзе. - Учителя заставили быть взяточником. Это ломает психику. Когда ты начинаешь смотреть родителям в руки, что тебе принесут, ты уже не педагог.
Михаил Захарович вспоминает, что когда в 1973 году он, молодой парень после техникума, пришел в школу и начал преподавать трудовое обучение, то получал 130-140 рублей. Это была зарплата инженера. Его друг на нарзанном заводе работал заместителем начальника цеха и получал 110 рублей.
- И когда говорил, что я педагог, ко мне соответствующе и относились. Но и я старался соответствовать. Помню, на 23 февраля родители решили подарить мне кофемолку. Так они с этой кофемолкой бежали за мной от школы до вокзала, уговаривали взять. Я счел это чуть ли не взяткой.
Сегодня, с горечью констатирует Читаладзе, педагога трудно уважать. Ребенок знает, что папа платит за ремонт школы, за покупку мебели. Плюс подачки преподавателю. И как ученик будет относиться к учителю, когда в некоторых семьях наверняка говорят: «Да заплати ты Мариванне 250 - 300 рублей – она и поставит оценку».
Вот и объявленный рост фонда оплаты труда бюджетников на 30 процентов педагогам в глубинке принес не радость, а разочарование.
- У нас по учебному комбинату средняя заработная плата около четырех тысяч рублей, - дает раскладку директор. - 30 процентов добавляется к общему фонду заработной платы. Из этих денег я сегодня обязан прибавить по полторы-две тысячи до нового минимального уровня в 4300 рублей уборщицам, мастерам производственного обучения, рабочим. В результате педагоги не получат никакой прибавки.
Когда сердце болит
На Ставрополье межшкольных учебных комбинатов осталось всего - ничего. Вот и Кисловодский существует главным образом потому, что руководит им такой авторитетный в городе человек, как Читаладзе. Знающие люди рассказывали мне, что желающих заполучить здание учебного комбината было предостаточно, что к Михаилу Захаровичу подкатывались с разными выгодными предложениями. Но тот ни в какую. Более того, спокойно доработать до пенсии директором учебного комбината тоже не хочет. «Сердце болит», говорят в таких случаях. Сейчас он готовится открыть в здании учебного комбината вечернюю общеобразовательную школу, а сам межшкольный учком преобразовал в вечернее сменное учреждение – Центр профильного и профессионального образования.
- Оставаться чисто учебным комбинатом - прихлопнули бы не сегодня-завтра, - поясняет Читаладзе. - На него финансирования практически нет. А на вечернюю школу министерство уже 1200 тысяч выделило. Закупил физический, химический, биологический кабинеты, компьютеры.
Мечтает Михаил Захарович присоединить к центру и станцию юных техников, где в молодые годы тоже был директором. Ведь, чтобы изготовить модель, необходимо в совершенстве владеть навыками плотника, столяра, слесаря и т. д. Мощный Центр профессионального образования мог бы гораздо успешнее сотрудничать и с центрами занятости и работодателями.
- Хочу сделать напоследок что-то хорошее и оставить Кисловодску, - признается Михаил Читаладзе.
* * *
«Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть - мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе».
(Из послания президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию).
5 декабря 2008 года

Около 250 школьников в Пятигорске читали хором стихотворение Пушкина «Клеветникам России»
Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества

Вышли на новый уровень диагностики

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты
