Олег Сидоренко: рост тарифов на электроэнергию неизбежен
- В первую очередь отмечу, что предельные уровни тарифов на электрическую энергию устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Для края на 2009 год она утвердила их в следующих размерах: на 26,8% может подорожать электроэнергия, рост тарифов на тепловую энергию не должен превышать 21,8%, а на водоснабжение – 22,8 %. В частности, что касается минимального и максимального уровня тарифов на электрическую энергию, то для населения края на следующий год они установлены в пределах 2,24–2,31 рубля за киловатт-час.
На этом основании региональная тарифная комиссия края и предложила установить тарифы на электроэнергию по максимуму: для городского населения в размере 2,31 руб./кВтч, для сельского – 1,62 руб./кВтч. Тем не менее такое повышение лишь на толику приближает нас к экономически обоснованному тарифу. Конечно, рост цен на электроэнергию никого не радует. Но отмечу, что предложенные тарифы для населения Ставрополья так или иначе ниже, чем в соседних регионах. Так, например, в Ростовской области этот показатель составит 2,36 руб./кВтч, а в Краснодарском крае – 2,53 руб./кВтч.
- Олег Петрович, когда же тарифы на электроэнергию достигнут экономически обоснованного уровня?
- Реальная цена киловатт-часа в крае для городского населения сейчас составляет 3,25 руб., для сельского – 2,28 руб. То есть сейчас население края фактически оплачивает только часть тарифа, а разницу между экономически обоснованным тарифом и утвержденным региональной тарифной комиссией финансируют предприятия. Этот вариант дотирования называется «перекрестным субсидированием населения», оно будет действовать в соответствии с решением правительства России до 2015 года. Причем объем такого субсидирования довольно большой – только в 2008 году он превысил 1,8 млрд. рублей.
Конечно, ни одно промышленное предприятие, будь оно частное или муниципальное, не погашает часть тарифа, возложенного на него по перекрестному субсидированию за счет своей прибыли, а закладывает ее в себестоимость товаров и услуг. Потому в конечном итоге этот тариф оплачивает как раз покупатель. С 1 января 2009 года перекрестным субсидированием будут охвачены ранее от него освобожденные водоканалы, электрифицированный пригородный транспорт и сельхозпроизводители, что, конечно, повлечет соответствующее увеличение тарифов по всем видам услуг этих предприятий.
Государственная политика в области ценообразования на энергоносители заключается в том, что рост тарифов должен быть ускорен, чтобы, как заявил министр финансов России Алексей Кудрин, «устранить эффект непропорционального повышения для различных групп потребителей». Таким образом, правительство демонстрирует намерение идти по пути либерализации энергетического сектора экономики, что должно положительно сказаться на привлечении частных инвестиций.
Так как от перекрестного субсидирования наша страна должна уйти за шесть лет, в ближайшие годы тарифы на энергоносители для населения будут расти более высокими темпами, чем раньше. И это не прихоть чиновников, а вынужденная мера. Рост тарифов будет продолжаться и до тех пор, пока на энергетическом рынке не появится достаточное количество конкурирующих поставщиков, предлагающих потребителю на его выбор различные «тарифные меню».
- Это всё перспективы. Но так или иначе очевидно, что не всем потребителям такое бремя будет под силу. Рассматривается ли вопрос о господдержке?
- Каждый год при установлении новых тарифов ситуация повторяется: Госдума края ежегодно выходит в правительство РФ с предложениями по изменению порядка формирования тарифов на энергоносители, повышению открытости ценообразования, продлению сроков перехода на свободные цены. С аналогичными просьбами обращаются и другие регионы. Сейчас правительством России готовится ряд законодательных актов, направленных на смягчение ценового удара и защиту потребителей. Так, Минэкономразвития России подготовило проект федерального закона «О системе экономической поддержки отдельных категорий потребителей электрической энергии» и проект постановления Правительства РФ «О мерах по реализации социальной политики в сфере потребления электрической энергии». В настоящее время эти документы проходят процедуру согласования.
К сожалению, возможности по регулированию тарифов на уровне края жестко ограничены. Практически они находятся в «коридоре» предельных минимальных и максимальных уровней тарифов. По инициативе депутатов ГДСК возобновил работу экспертный совет, расформированный в 2004 году. В его составе 29 специалистов различных отраслей, в том числе краевые депутаты, представители науки и общественных организаций. Рекомендации экспертного совета не являются директивой, но, безусловно, оказывают влияние на решения региональной тарифной комиссии.
На состоявшемся недавно в Ижевске заседании Госсовета РФ губернатор края Валерий Гаевский поднял вопрос о замораживании энергетических тарифов. Депутаты ГДСК обращаются с аналогичными предложениями к председателю правительства РФ В. Путину и спикеру ГДРФ Б. Грызлову. Депутатский корпус встревожен тем фактом, что повышение цен на электрическую и тепловую энергию в условиях финансового кризиса приведет к снижению конкурентоспособности краевой экономики, интереса инвесторов, а также повышению цен на товары. Особую социальную напряженность, несомненно, вызовет подорожание электро- и теплоэнергии среди населения. Надеемся, что инициатива исполнительной и законодательной властей края получит поддержку, тогда тарифы для населения останутся регулируемыми и после 2015 года.
5 декабря 2008 года