Дело бывшего мэра Кисловодска Сергея Демиденко
Уголовное дело, которое расследует сейчас старший следователь Ессентукского межрайонного следственного отдела (МСО) Cледственного управления СК при прокуратуре РФ по Ставропольскому краю Денис Пасышин, тоже в какой-то степени семейное. Но в веке XXI семейственность градоначальника Кисловодска Сергея Демиденко не только захватила в свою орбиту сменившего его мэра Виталия Бирюкова, но и больно ударила по интересам жителей города-курорта. Демиденко, по классике, занимался им на виду у всех. И долгое время оно никого не касалось – имею в виду властные и правоохранительные структуры.
…На столе, в сейфе и даже на стульях в кабинете Пасышина – папки, папочки и томищи. Это материалы уголовного дела и проверок деятельности бывшего мэра Кисловодска Сергея Демиденко, задержанного и арестованного в сентябре нынешнего года. И хотя расследование еще не окончено, уже сейчас понятно, что это будет многотомное дело. И, возможно, не одно.
Но давайте по порядку. Уголовное дело было возбуждено 27 августа нынешнего года - через неделю после того, как экс-глава администрации города-курорта Демиденко отпраздновал 48-й год рождения. А уже в сентябре ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия, в составе группы лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 285 УК РФ). Обвинение по этой статье предъявлено и Александру Белоконю, бывшему начальнику управления архитектуры и градостроительства, то бишь главному архитектору города и заму главы. (Напомним, что Белоконь, требовавший многомиллионную взятку за выделение земельных участков, уже осужден крайсудом к восьми годам лишения свободы и крупному денежному штрафу).
Что же легло в основу обвинения? По словам Дениса Пасышина, всего один эпизод из многогранной деятельности экс-главы. Наработали его сотрудники Главного управления МВД РФ по Южному федеральному округу. Итак, вернемся в прошлое. Демиденко работает главой администрации города и подписывает постановления, которые ему готовит аппарат. В том числе и Александр Белоконь. Который «лепит» их вопреки законодательству. Например, Земельный кодекс РФ определяет порядок предоставления земельных участков на право заключения аренды или передачи их в собственность. И есть только два варианта. Первый – предварительное согласование и второй – выставление участка на торги.
Кисловодские властители решили, что можно установленным порядком пренебречь. Тем более, как выяснилось, что старались не для чужих людей: 11 декабря 2002 года Демиденко подписывает подготовленное Белоконем постановление № 1855. Им Раисе Моргуновой предоставляется земельный участок площадью 1000 квадратных метров для проектирования и строительства пансионата на 20 мест для круглогодичного семейного отдыха по проспекту Ленина, 38.
Здесь интересны - и для следствия, в первую очередь - два момента. Хотя Земельный кодекс уже действовал, постановление ссылается на кодекс Градостроительный. И второе, что выяснилось в ходе следствия. Раиса Моргунова не писала заявления, на которое ссылаются «творцы» постановления. И еще маленькая, но интересная деталь: Раиса Ивановна - теща Сергея Демиденко. Добавим, что, по некоторым данным, стоимость этого земельного участка в 2002 году составляла более 420 тысяч рублей.
Дальнейшее развитие сюжета обязано прессе. В одной из местных газет появляется публикация «Загадочное строительство»: мол, мэр предоставил теще земельный участок и т. д., и т. п. Демиденко это пугает. Чтобы прекратить последующие публикации, он вызывает к себе Белоконя и говорит примерно следующее: что хочешь делай, но от меня этот участок убери. Белоконь соглашается: хорошо, уберем, найдем инвестора. И готовит проект нового постановления, в котором тещу Демиденко заменяет новый арендатор – некая строительная фирма. А в ней одним из учредителей является жена… главного архитектора.
- Хотя и здесь переуступку прав осуществили незаконно, - уверен Денис Пасышин. - В этом случае должен быть соблюден тот же порядок, как и при первоначальном выделении земельного участка: согласование или торги. Этого не было сделано.
А сразу же после передачи земли жена Белоконя уходит из строительной фирмы. И в качестве ее доли ей передается… уже известный земельный участок. Как бы в аренду. Но арендная плата все эти годы не вносилась. Но, несмотря ни на что, сейчас на выделенной земле в курортной зоне стоит пятиэтажный пансионат. На двадцать заявленных мест не многовато ли будет? Оказалось, что нет.
Ко всему прочему, сие строение возводилось без плана и фактически является самостроем. Плюс место его расположения - вторая охранная зона курорта. А здесь все, что выше трех этажей, считается зданием повышенной этажности. А значит, должна проводиться соответствующая экспертиза. Но кисловодские «умельцы» просто взяли и построили - без всяких планов и экспертиз. И теперь «красуется» это здание на проспекте, с готовностью в 93 процента…
Думаете, подобный беспредел закончился, когда в 2006 г. пришел к власти в Кисловодске новый мэр Виталий Бирюков? Ничуть не бывало. Семейное дело с семейным пансионатом продолжалось. Супруга Белоконя, вооруженная постановлениями, полученными с помощью мужа, и на основании их (законность документов не проверялась) уже при Виталии Бирюкове регистрирует право собственности и на земельный участок, и на здание. (Еще одна необходимая справка: В. Бирюков также подозревается в превышении должностных полномочий. В 2007 году он подписал незаконные постановления, которыми передал в собственность частному лицу большой кусок муниципальной земли в центре Кисловодска и расположенный на нем цветомузыкальный фонтан, принадлежащий ФНПР).
Дальше – больше. Администрация города под семейный пансионат жены градостроителя Белоконя передает в собственность владелице еще две тысячи квадратных метров для… проведения инженерных сетей. Это может случиться только в России! Для того чтобы провести инженерные сети к зданию, нужно занять вдвое большую площадь.
Еще один эпизод (всего их несколько), выявленный в ходе расследования уголовного дела Сергея Демиденко. Еще в 2006 году в самом центре курортного Кисловодска градоначальник «выдал» земельный участок уже не маме своей жены, а собственной маме. И вскоре на нем появилась гостиница. «Что это такое?» - спросили неугомонные журналисты все той же местной газеты. И не услышали ответа. Сейчас у здания 100 процентов готовности к эксплуатации. А владелица – мама экс-мэра, как говорят, утверждает, что это частный дом. Зачем в частном домовладении, правда, четырехэтажном, в каждой комнате санузел и джакузи, с известной долей больного воображения, представить еще можно. Но зачем в нем стойка администратора на первом этаже - не ответить и человеку с самой смелой фантазией.
На днях срок пребывания под стражей Демиденко продлен до конца года. Именно за это время планируется завершить расследование уголовного дела и направить его в суд. А вот все остальное – дела уже следующего года. Как невесело шутят следователи, весь он пройдет в уголовных делах, посвященных обеим администрациям и обоим градоначальникам - Демиденко и Бирюкову.
*****
А теперь вопрос, который не может оставаться без ответа. То, что дома росли не в том месте, видели все. Об этом не раз писала пресса. Об этом совет политических партий и общественных организаций Кисловодска информировал тогдашнего президента России Владимира Путина в 2005 году. Это констатировала в 2006-м итоговая справка рабочей группы по проверке состояния дел в городе-курорте во главе с тогдашним вице-губернатором Ставрополья Борисом Калиничевым: установлены многочисленные нарушения, допущенные органами местного самоуправления при… выдаче разрешений на строительство. А следствие началось спустя годы.
Кажется, подобная близорукость органов власти и правоохранительных органов является классическим признаком коррупции. А еще дает основание говорить о политической конъюнктуре, что очень плохо: вор должен сидеть в тюрьме при любых партиях.
2 декабря 2008 года