Столетний юбилей отметил житель Ставрополья Митрофан Чепурной
Между тем подарки для дедушки Митрофана из села Воздвиженского Апанасенковского района готовили не только родственники, но также сельская и районная власти - в кои-то веки уроженец этих знойно-пустынных мест до ста лет дожил!
Рос Митрофан в большой семье - семеро их было. Осиротели рано - родители зарабатывали на жизнь тем, что ездили добывать соль, потом меняли ее на провиант и одежду. Как-то главу семейства в дороге нещадно избили лихие люди. Помер он, а через год и жена вслед за ним ушла. Так и остались дети - сами себе кормильцы и воспитатели. Только за счет собственного труда и выжили. Потом война покосила племя Чепурных, но Митрофану Васильевичу удалось выжить. Хотя дороги фронтового шофера были полны опасностей. Служил он в 730-м транспортном полку при политуправлении Южного фронта, был на передовой, возил листовки, раненых, не раз попадал под бомбежку. Самый первый обстрел до сих пор в памяти: они с политруком выскочили из грузовика, а через минуту и грузовика-то не стало: только колеса покатились впереди груды горящего металла. Эта картина до сих пор приходит к нему во сне.
Вспоминает именинник, что даже больше, чем бомбежки, боялся он речных переправ: каждый раз, загоняя машину на понтон, крестился неистово: «Жизнь моя, прощай!». А все потому, что плавать не умел совершенно: когда другие мальцы лето на пруду проводили, он на хлеб зарабатывал.
Довелось ему и в батраках побывать - у ростовского кулака по фамилии Лава. Скупой был мужик да свирепый, чуть что - за малейшую оплошность за чуб оттаскает и велит не кормить. Ушел от него Митрофан к другому, не выдержал издевательств. Другой был человеком добрым и справедливым. Фамилию уж запамятовал, но то, что за хорошую работу хозяин приодел его в добротные сапоги, галифе и пиджак, а также читать-писать выучил, запомнил хорошо.
В середине 30-х годов вернулся он в родное село, пошел работать в местный колхоз, на тракториста выучился. В положенный возраст, как полагается, отслужил срочную. А вот семейная жизнь не заладилась: первая жена в тридцать восьмом при родах померла, вторая ушла, оставив ему троих детишек на память. С таким вот «богатством», да еще со множеством медалей - в том числе «За отвагу» - посватался он к солдатской вдове Надежде. Через год родилась у них дочка Зина, с которой сейчас и доживает свой век юбиляр. Жену свою любезную оплакал более 20 лет назад.
Долгие годы был он бодр и здоров, чему районные доктора не раз удивлялись. Соседка Чепурных медицинский работник Галина Свистунова рассказывает:
- Я в конце 80-х годов возила ветеранов на обследование. Митрофану Васильевичу электрокардиограмму сделали – сердце как у 30-летнего мужчины. Врач думал, ошибка, еще раз подключает - все в точности сходится. И давление сто двадцать на восемьдесят. А ведь ему 80 лет было!
В 95 он еще резвенько ездил на мотороллере, помогал зятю ухаживать за овцами и ремонтировал всякую теле- и радиоаппаратуру. Да и в компании знатным баянистом слыл. Между прочим, свой первый музыкальный инструмент он соорудил собственными руками – паял кнопочки, шил меха. Пели всей семьей - у Митрофана Васильевича чудесный баритон, и все спевки начинались и заканчивались его любимой песней «Распрягайте, хлопцы, коней». Старый баян до сих пор хранится где-то на чердаке, но песни не смолкают: дочери Валентина и Зинаида – знаменитые сельские певуньи.
В чем секрет долголетия героя этого рассказа, знают в Воздвиженском все. Он никогда не предается унынию - одному из самых страшных смертных грехов. Никогда не ругается матом - говорит, в момент, когда человек скверно-словит, от него отлетает ангел-хранитель. Всегда делал утреннюю физзарядку. Митрофан Васильевич - человек сильной воли: когда в 1958 году врачи сказали ему, что надо бросить курить, он в тот же день бросил. И теперь ругает своего зятя Анатолия, что тот не может расстаться с «цыгаркой». Дедушка Митрофан не утратил ясности ума и чувства юмора. Подшучивая над собой, он на днях пообещал Зинаиде: «Вот доживем до понедельника, и начну новую жизнь. Скажу болезням - нет!».
У Митрофана Васильевича восемь внуков, 11 правнуков и одна праправнучка – ей уже пять лет. Все они порадовались за своего деда-долгожителя. Здоровьечко, конечно, уж не то, особенно сдали зрение и слух: возраст берет свое.
Впрочем, чудеса случаются даже в сто лет. Как и обещал, дожил Митрофан Васильевич до понедельника, и тут приезжает его проведать врач-отоларинголог из райцентра - Георгий Карпов. Доктор дедушкины уши посмотрел, погремел инструментами, велел потерпеть две минутки и…
- Я слышу, неужели я опять слышу?
Митрофан Васильевич от радости даже прослезился, чего с ним не случалось давненько. Оказалось - были у него в ушах банальные пробки!
За компанию с отцом всплакнули и дочки - Валентина и Зинаида. А волшебник-доктор радостно взирал на них со стороны, еще не зная, что самый дорогой подарок на столетний юбилей сделал именно он - только что.
29 ноября 2008 года