Пусть с некоторым запозданием, но все же докатилась до ставропольских АЗС волна снижения цен на «горючку».
Первыми сменились ценники на заправках «Роснефти». Там дизтопливо подешевело на 1,2 рубля, 76-й бензин – на 60 копеек, и самый популярный 92-й – на рубль.

Может быть, кому-то согреет душу и тот факт, что Ставропольское управление Федеральной антимонопольной службы оштрафовало уличенные в ценовом сговоре ООО «Лукойл-Югнефте-продукт», ОАО НК «Роснефть-Ставрополье», ООО «Башойл-КМВ», ООО «Ставнефть», ООО ПКП «Ставпромкомплект» на общую сумму более 51 миллиона рублей. А чуть ранее, напомним, российские нефтяные компании получили весьма недвусмысленное указание первых лиц государства, что играть нужно по законам рынка: вслед за падением цен на мировых биржах логично удешевление нефтепродуктов. Вслед за этим «сигналом» 16 октября ФАС разослало семи крупнейшим игрокам на топливном рынке страны письма с требованием пересмотреть ценовую политику. Впрочем, по данным Росстата, процесс снижения цен на автомобильное топливо с различной интенсивностью начался в разных регионах еще в сентябре. Правда, на практике ощутить его было довольно сложно.

Известие о снижении стоимости «горючки» на Ставрополье опрошенные нами владельцы авто восприняли как радостную новость. Однако сложилось впечатление, что сработал, скорее, психологический эффект: уже давно кривая цен на бензин привыкла двигаться лишь вверх. С начала года в России он подорожал на 18,9 процента, а дизтопливо выросло в цене на 27,4 процента. Тем не менее респонденты отнеслись к сообщению несколько скептически: мол, все это не означает, что цены на «горючку» замрут.

По словам руководителя УФАС по Ставропольскому краю В. Рохмистрова, антимонопольщики на всех уровнях всерьез занялись ценовой политикой отечественных нефтяных компаний. Мониторинг цен на автозаправках проводится еженедельно, обобщенные результаты в оперативном порядке направляются в Федеральную антимонопольную службу. Несмотря на то, что начавшийся процесс во многом – результат вмешательства государства, имеются объективные причины для дальнейшего снижения цен на ГСМ, считает В. Рохмистров. Эстафету «Роснефти» в ближайшем будущем должны перенять и другие компании.

А пока краевое УФАС вплотную занялось ситуацией на региональном рынке авиатоплива. Как стало известно «СП», на днях управление возбудило дело в отношении ООО «Кредитинвест», которое, пользуясь правом монополиста, заправляет все воздушные суда в аэропорту Минвод по необоснованно завышенной цене. Несмотря на то, что еще в августе производители горючего для самолетов снизили отпускные цены на 30 процентов, а в аэропортах соседних регионов оно стоит от 31 до 34 тысяч рублей за тонну, на КМВ упомянутая фирма продолжала продавать керосин по 36 тысяч рублей.

В сложившейся ситуации открытым остается вопрос: насколько восприимчивыми окажутся отечественные топливные компании к «внушениям» антимонопольной службы? По оценкам экспертов, максимум, на что могут рассчитывать автолюбители, – удешевление топлива до конца года на пять процентов. Причем в последнюю очередь, как отмечается, вниз поползут цены на высокооктановые марки бензина.

Наталия КОЛЕСНИКОВА

«Воспитание» нефтяников / Газета «Ставропольская правда» / 30 октября 2008 г.