Нынешний год ознаменовался серией ужесточающих поправок в «автомобильную» главу КоАП РФ, которые были призваны снизить аварийность на российских дорогах. О том, с какими результатами закончены девять месяцев года, нашему корреспонденту рассказал начальник УГИБДД ГУВД по СК Борис БУЛГАКОВ.
Борис БУЛГАКОВ

Борис БУЛГАКОВ

© Фото: Александр ЦВИГУН

– На заре принятия поправок, дисциплинирующих участников дорожного движения, и вы, и ваши коллеги говорили о том, что после повышения штрафов за отдельные виды нарушений ПДД количество аварий пойдет на убыль. Оправдались надежды?

– Сразу скажу, что мне страшно оценивать ситуацию на дорогах цифрами. Кому-то – это информация к размышлению, а для кого-то – боль безвозвратных потерь. Но, на мой взгляд, определенный положительный момент достигнут: месяцы с начала года ознаменовались снижением аварийности по всем показателям: зарегистрировано 1999 ДТП, это на 241 автоаварию меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Уменьшилось и количество жертв автокатастроф. Для сравнения – в этом году за девять месяцев погибли 323 человека, в прошлом – 415. Ранены 2619 и 2938 соответственно. Конечно, хотелось бы верить, что ситуация улучшается не столько из-за страха перед повысившимися штрафами и прочими неприятностями, сколько из-за того, что до понимания людей наконец-то начинает доходить факт, что цена за лихачество на дорогах – «платим» мы за это человеческими жизнями – слишком высока, и не стоят выигранные секунды загубленных судеб. Существенную роль в стабилизации обстановки сыграли федеральная и краевая программы по безопасности дорожного движения.

– Ну такие позитивные цифры не удивительны, ведь чем больше машин на дороге, тем больше «пробок» и, следовательно, тем ниже скорость движения. Откуда ж взяться страшным авариям при таких скоростях?

– Дефицит магистралей привел к тому, что транспортный поток стал очень плотным. Чего греха таить, многие магистрали и транспортные узлы, особенно в центре Ставрополя, уже работают на пределе своей пропускной способности. Я соглашусь, что «благодаря» заторам – имеются в виду низкие скорости движения – снижается тяжесть последствий в ДТП. Одно дело столкнуться с другим автомобилем на скорости 10 км/ч и совсем другое – при 60 км/ч и выше. Но вместе с тем не забывайте, что заторы, при всей своей «безобидности», крайне негативно сказываются на безопасности дорожного движения. Люди нервничают, переживают, что могут опоздать на работу, а это некоторых, наиболее неспокойных и недисциплинированных водителей побуждает идти на грубейшие нарушения: например, объехать «пробку» по тротуару или, того страшнее, – по встречной полосе. Хотя, не скрою, после введения поправок в КоАП таких «торопыг» стало меньше.

– И все же нарушителей хватает?

– Да, до идеала ой как далеко. С начала года выявлено 645911 нарушений правил дорожного движения, 2813 человек подвергнуты административному аресту: 410 – за вождение авто, будучи лишенными права управления, 1423 – за нетрезвую езду, 818 – за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, 469 – за оставление места ДТП. Думаю, что у ставропольцев уже оскомина от наших бесконечных призывов к водителям и пассажирам применять ремни безопасности. Жителям региона уже не в новинку и наглядные примеры, как ремни безопасности спасают жизнь при сложных ДТП. Но в это же время несколько месяцев назад инспекторы по несколько сотен человек в сутки штрафовали за непристегнутый ремень! Переломный момент не наступил и в настоящее время, когда штраф увеличился в пять раз. Но я сейчас обращаю внимание, что водители и пассажиры ремень безопасности уже применяют. Значит, уровень штрафа выполняет свою положительную роль.

– А что с культурой поведения водителей и пешеходов?

– Достаточно полистать сводки с мест ДТП, чтобы понять, что она у водителей Ставропольского края развита недостаточно хорошо. Редко когда кто из водителей удосужится пропустить пешеходов даже в зоне действия соответствующего знака. А уж без него и говорить нечего... Да и пешеходы сознательностью особо не отличаются. Да что там сознательностью, порой даже инстинкт самосохранения у людей не срабатывает. Меня всегда удивляет стремление человека перебежать в неположенном месте трассу с интенсивным движением. Неужели трудно пройти сто метров до «зебры» или светофора и, не рискуя ничем, спокойно перейти дорогу? Мало того что сами взрослые напропалую рискуют своей жизнью, так и детей к этому приучают: тянут за собой через проезжую часть. Как результат – дети копируют родителей и попадают в ДТП. Свежий пример – на улице Пирогова в Ставрополе две школьницы перебегали дорогу в неположенном месте. Одна из девочек попала под машину, получила травму. Всего же на 1 октября зарегистрировано 217 происшествий с детьми, 13 из них закончились летальным исходом, 224 – ранениями. По вине детей произошло 47 автоаварий, остальные – «заслуга» взрослых.

– Борис Федорович, но ведь сотрудники госавтоинспекции не только следят за порядком на дорогах. На их долю приходится и раскрытие преступлений, и розыскная работа. Каких результатов удалось добиться в этом году?

– Если коротко, с начала года сотрудниками ГАИ края разыскано 1473 ранее угнанных и похищенных автомобиля. Зарегистрировано с начала года 267 краж автомобилей и 312 случаев неправомерного завладения автотранспортом. Автовладельцы же сами нередко вводят угонщиков в искушение. Например, самый свежий случай: в Кисловодске владелец ВАЗа даже не удосужился закрыть гараж, оставил в машине не только ключи, но и все документы. Такому «подарку» преступники, наверное, до сих пор радуются. Но, кроме угонщиков, задерживают госавтоинспекторы и более серьезных преступников. Например, недавно на одном из КПМ сотрудники госавтоинспекции остановили автомобиль ВАЗ-21102 с тремя жителями КБР. При досмотре у них были обнаружены две радиостанции, флеш-карта с информацией террористического характера и инструктажами проведения диверсионно-террористических актов, пособие по изготовлению взрывных устройств, три ножа и наркотики.

– Я достаточно много общаюсь с автомобилистами, и некоторые, не стесняясь, говорят, что за мзду можно «купить» у инспектора ГАИ прощение любого нарушения ПДД. И пока инспекторы будут за взятки отпускать нарушителей, моду на езду по Правилам не сформировать...

– Если я скажу, что такой проблемы нет, то совру. Негодяи, пришедшие на службу в ГАИ исключительно за легкими деньгами, у нас, к сожалению, есть. Но мы не смотрим на эту ситуацию с позиций наблюдателей. Нашим контрольно-профилактическим отделом в этом году, по самым скромным подсчетам, были проведены полторы сотни проверок и спецмероприятий, цель которых – поймать за руку коррупционеров и уберечь от совершения уголовного проступка тех, кто только собирается вкусить «левый хлеб». В итоге 336 сотрудников краевой ГИБДД были привлечены к дисциплинарной ответственности, 22 из них уволены из органов внутренних дел. Но, на мой взгляд, одностороннее наказание – когда из-за взятки «страдает» лишь сотрудник госавтоинспекции – неправильно. Не менее строго должен отвечать перед законом и тот, кто старается «купить» индульгенцию за нарушение ПДД. И все же, хороших людей и добросовестных сотрудников у нас не в пример больше: честных, принципиальных, строгих. И хочется лишний раз напомнить и автомобилистам, и пешеходам, что сотрудника госавтоинспекции не надо воспринимать как некое карающее лицо. Его строгость – долг человека, который защищает безопасность участников дорожного движения, стараясь сохранить ваши жизнь и здоровье.

Юлия ФИЛЬ