Рай в шалаше
- Суккот (так звучат на иврите шалаши во множественном числе) отмечается в память сорокалетнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах.
Это очень красивый праздник. Осень во всем многоцветии, изобилие фруктов и овощей... Но, чтобы не возгордился человек, пусть поживет недельку в шалаше. О Боге вспомнит. О предках. О тех, кто нынче живет не в большом достатке. Именно поэтому – хоть и не в шалашах – община вспомнила о своих малообеспеченных членах: все они получили продуктовые наборы.
А еще на этот праздник приглашаются не только родные и близкие, но и малознакомые люди – все, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке. Так там и оказался корреспондент «Ставропольской правды».
Одна из заповедей праздника – заповедь четырех растений. Смысл ее, как толкуют мудрецы, в том, что растения символизируют евреев, находящихся в разной степени близости к еврейству, но соединенных в один народ, в один букет. Оставим эти тяжелые разборки самим иудеям, а назовем только представителей флоры, присутствовавших на этом празднике. Этрог (или цитрон), лулав (ветвь финиковой пальмы), адас (ветвь мирта) и арава (ветвь ивы). Понятное дело, что все, кроме ивы, привезли из Израиля и прислали ставропольчанам из Федерации еврейских общин России. Заморочка в том, что все это надо собрать вместе и потрясти по четырем сторонам света. Смысл: еще раз напомнить, что Всевышний – властелин мира.
- И исполнение этой заповеди, - продолжает Е. Файнер, - не менее важно, чем построить сукку. Это символ сплочения всех – и грешников, и праведников.
Впрочем, есть еще одно толкование составляющих еврейской икебаны: каждое из растений – часть человеческого тела. Цитрон - сердце, пальма – позвоночник, мирт – глаза, а ива – уста. Собранные вместе – это человек, который предан своему творцу. Так что выбор богатый.
... Был праздничный обед. Была лотерея. Играла скрипка. Пели еврейские, украинские и русские песни. Был праздник: суккот.