Кладбище в Буденновске превратилось в стройку. Законно?
Ничего не свято?
«На пересечение двух проспектов - Чехова и Калинина — недавно завезли кирпич, тут же возле заброшенного кладбища вырыт котлован, - пишут они, - появился шиферный забор, ограждающий участок будущего строительства. Мы удивились поначалу - что можно расположить буквально в метре от могил? Поскольку информационного стенда здесь нет, обратились к депутату городской Думы. Нам ответили, что некий предприниматель намерен построить тут пункт предпродажной подготовки автомобилей с закусочной, проще говоря, станцию технического обслуживания. Теперь мы просто возмущены, что городская власть, зная об этом, совершенно бездействует».
Побывав на месте, убеждаешься, что тревога жителей не напрасна, и к перечисленным в письме претензиям следует добавить еще одну: установленный забор — явная помеха дорожному движению. Как нам позже сказали в городской администрации, «без согласования с ГАИ тут не обошлось, и, если там есть нарушения, они же их и подписали...».
Жители окрестных домов говорят, что старое кладбище превратилось в стройку еще несколько лет назад. С противоположной стороны - тоже на углу - будто из-под земли выросла новая современная автозаправка с целым комплексом услуг. Когда там орудовали бульдозеры, наверху оказалось немало костей, но обнаруженные человеческие останки посчитали не слишком веским аргументом для прекращения строительства. Возмущение людей тогда тоже не возымело действия. И вот появился очередной повод удивляться равнодушию властей.
- Мои родители здесь похоронены, отец на фронте воевал... - говорит Любовь Нелюба. - Родные и близкие многих, кто родился и давно живет в этом городе, тоже тут покоятся... Выходит, нашу общую память теперь варварски топчут, уничтожают.
- Кладбище давно закрыто, но сюда приходят люди, чтобы помянуть родных, вот могилы ветеранов Великой Отечественной войны, а вот и надгробный памятник герою Гражданской войны Ивану Кочубею, за ним до сих пор ухаживают школьники... А здесь вроде пустое место, но, по рассказам старожилов, тут были траншеи, в которых погребены расстрелянные фашистами жители города, - проводят для меня импровизированную экскурсию Таисия Науменко и две ее соседки. - Разве такое можно забыть? На этом месте следовало бы мемориал установить, но в последнее время кладбище будто кто-то нарочно поджигает...
Грустно видеть уродливое пепелище чуть ли не в самом центре города, но оно, как и души героев, покоящихся здесь, очевидно, никого сегодня не волнует.
Куда ни кинь - всюду клин...
- Да это настоящее безобразие! - в один голос заявили заместитель главы администрации города Буденновска Геннадий Бабченко и депутат городской Думы Геннадий Ягубов по поводу новостройки практически на костях. - Но вот в чем проблема – сделать уже ничего невозможно. Этот участок выделялся при прежней власти. По бумагам выходит, что вполне законно. Поскольку нынешняя администрация является правопреемником прежней, выходит, мы теперь сами на себя должны подать в суд, чтобы оспорить прежнее решение?
Кроме того, Г. Ягубов пояснил, что, когда определялись границы участка, достаточно было подписей двух соседей, и только с 2006 года принято решение, что все объекты строительства должны утверждаться городской Думой. Так что у нынешнего главы нет никаких оснований прекратить строительство объекта.
- Нам сегодня приходится пожинать плоды деятельности предшественников, - подытожил Г. Бабченко. И, ссылаясь на ряд судебных решений по аналогичным вопросам, добавил: - Дело это бесперспективное.
Мне продемонстрировали несколько судебных решений, не добавляющих оптимизма городским чиновникам: одно из них касалось строительства магазина в микрорайоне № 7, против чего выступили жители, согласно судебному решению, - безуспешно. Другое - возведения торговой точки в микрорайоне № 1, жители близлежащего дома тоже суд проиграли. В третьем - речь шла о строительстве магазина, как следует из судебного постановления, «по смежеству с территорией школы № 2» и несмотря на различные доводы представителей городской администрации об отказе выдать разрешение на строительство данного объекта в зоне озеленения города, суд счел их необоснованными... В общем, куда ни кинь — всюду клин.
Тем не менее нельзя не заметить некоей закономерности: прежде чем участок будет за-креплен за определенным лицом, нужно пройти длинный ряд согласований, потратив на то немало времени и, видимо, средств. И если у человека достаточно того и другого, никакой суд не поможет - документы ведь в порядке...
Согласования на отведение участка подписывают представители полутора десятка служб и учреждений - коммунальщики, работники ГАИ, территориального управления Роспотребнадзора и многие другие. Получается, никого из этих многочисленных чиновников даже не насторожило, что в этом случае речь идет о смежной с кладбищем территории. Хотя совершенно очевидно, что «застолбить» участок для строительства станции техобслуживания с закусочной у кладбища как минимум неэтично. Что же касается законности, то вот что говорит в своем ответе на жалобу жительницы проспекта Калинина Таисии Науменко сам градоначальник А. Юрченко: «Земельный участок расположен в санитарно защитной зоне закрытого кладбища...». Вот вам и повод для независимой экспертизы выданных согласований! Но дальше следует уже знакомая фраза: «Администрация города Буденновска не имеет оснований для аннулирования разрешения на строительство данного объекта, так как это противоречит действующему законодательству».
По закону и по совести
Помимо нравственной стороны дела, о чем не очень любят говорить чиновники, возникает вопрос о соблюдении Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил и норм, за нарушение которых устанавливается дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.
Согласно названным документам, территория кладбища должна быть разделена на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений) и зону зеленой защиты по всему периметру. Речь идет о ее благоустройстве и озеленении (кстати, депутат Г. Ягубов возглавляет комбинат по благоустройству города, в функции которого входит эта задача), а не о планировании площадок под строительство каких-либо зданий или сооружений. Причем об этом в законе довольно четко сказано. Как и о том, что территория даже ликвидируемого кладбища (по истечении кладбищенского периода) может быть использована лишь в качестве зеленого массива.
Другой, не менее важный аспект этого вопроса обозначен нормами строительного проектирования: в сельских поселениях и сложившихся районах городов расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий дет-ских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но оно должно составлять не менее 100 метров. По большому счету жители надеются, что городские власти прислушаются к их пожеланиям. Люди практически готовы помочь в обустройстве этой самой зеленой зоны, которая логически стала бы и продолжением проспекта Калинина, соединяющего с центральной частью города два микрорайона.
- Проложили бы здесь тротуар, сделали освещение, а мы бы деревья посадили... - мечтательно говорят они.
Во время общения с людьми чиновными мне показалось, что они и сами думают, что так было бы лучше, но вот как этого добиться - не знают. Так что вероятность того, что вскоре появится еще один какой-либо предприимчивый коммерсант, желающий осуществить свой бизнес-проект практически на «отеческих гробах», - не исключена. Тем более что все это можно сделать вполне «законно». Интересно, будет ли этого гипотетического коммерсанта заботить проблема, как потомки могут обойтись с останками живущих ныне. И тем более вряд ли он вспомнит слова поэта: «Это нужно не павшим, это нужно живым!».
* * *
Отец Андрей, настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери прокомментировал ситуацию просто: «На кладбище мы скорбим об усопших сродниках, здесь нет места ни радости, ни веселью, ни алчным устремлениям человека. По всем православным канонам – это большой грех. На погостах, кроме храмов, ничего возводить нельзя».
Буденновск
15 октября 2008 года