00:00, 15 октября 2008 года

Геополитический сдвиг с эпицентром в Южной Осетии

Владикавказ, первая крепость России на Северном Кавказе, был построен в 1784 году. Южная Осетия - в 1801 году, вместе с Грузией, раздробленной в то время на несколько княжеств и искавшей защиты великой державы от набегов армий Персидской и Османской империй. Северные осетины, занимавшиеся в основном земледелием и скотоводством, не испытали крепостного права. Южные были крепостными грузинских князей Эриставовых и Мачабели. Манифест Александра II, отменивший крепостное право в России в 1861 году, освободил их от «крепости» лишь в 1864 году. Южно-осетинская автономная область была образована в 1922 году. А в 1991 году первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия, провозгласивший главным в своей программе лозунг «Грузия для грузин», переименовал область в «Самчабало», по фамилии грузинских князей Мачабели. Преподавание в школах осетинского языка было запрещено. Восстания осетин, а затем и абхазов против унизительных декретов Гамсахурдия привели к кровопролитным войнам, поражению грузин и появлению непризнанных Южно-Осетинской и Абхазской республик в 1992 и в 1994 годах. Положение неопределенности могло бы продолжаться достаточно долго, если бы стремление военного союза НАТО к продвижению на восток не достигло бы в конечном итоге Грузии. А независимость южно-осетинского мини-государства, с территорией всего 3900 кв. км, в этой ситуации не стала препятствием для политических и экономических программ всего «западного мира».

НАТО И ГРУЗИЯ

Окончание холодной войны и распад Советского Союза могли стать поводом и для самоликвидации НАТО, так как этот военный блок лишился своего стратегического «противника». Но вопреки собственным обещаниям и логике НАТО под влиянием США приняла на вооружение доктрину расширения на восток, рекрутируя новобранцев из числа своих прежних противников. Однако быстрое расширение организации ослабляло ее экономическую базу. И прежде всего потому, что все восточно-европейские страны находились почти в полной энергетической зависимости от России. Если в энергобалансе Франции вклад России составлял 16% по газу и 12% по нефти, в Италии соответственно 29 и 16%, а в Великобритании 2 и 17%, то положение Восточной Европы было иным. Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Венгрия, Болгария, Польша и Румыния зависели от поставок российского газа почти на 100%, нефти - на 60-100%. Все атомные электростанции в Восточной Европе и в Украине были построены Советским Союзом и требовали поставок урана из России. Россия же обеспечивала для них и переработку отработанного ядерного топлива.

Переключение военных операций стран НАТО на азиатский регион, прежде всего в Афганистан и Ирак, ставило организацию также и в зависимость от российских и среднеазиатских воздушных и наземных транспортных коммуникаций, что при нормальном развитии событий вело бы к быстрому развитию всех форм сотрудничества между НАТО, ЕС и Россией. Однако это противоречило политическим и военным интересам США, которые не хотели усиления роли России в мировой политике. Против сближения ЕС с Россией выступали также Польша, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Чехия, где русофобия стала частью национальной идеологии.

Критическая зависимость НАТО от энергетических ресурсов России и Средней Азии привела США не только к попытке силового освоения огромных запасов иракской нефти, но и к планам полного контроля над запасами нефти и газа Каспийского региона, ресурсы которого преувеличенно считались почти равными потенциалу районов Персидского залива. «Каспийская нефть – наилучший инструмент для того, чтобы геоэкономически вывести Среднюю Азию и Закавказье на мировые рынки, оторвать их от России и тем самым навсегда ликвидировать возможность постсоветской имперской интеграции», - заявлял влиятельный советник и стратег Госдепартамента США Збигнев Бжезинский десять лет назад.

Для реализации этих планов первым, еще в 1996 году, возник проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхран (БТД), который был особенно важен для Грузии, находившейся в состоянии экономического упадка. Бакинскую нефть было бы наиболее просто и дешево поставлять к морским терминалам через Армению и Иран. Однако участие Армении отвергалось Азербайджаном, а участие Ирана не устраивало США. Выбранный маршрут, 449 км - по Азербайджану, 235 км - по Грузии и 1059 км – по Турции, был более дорогим, технически сложным и проходил через курдские районы, что надолго застопорило поиск инвесторов. В конечном итоге строительство нефтепровода началось лишь в 2003 году совместными усилиями одиннадцати нефтяных компаний, среди которых Бритиш Петролеум и нефтяная компания Азербайджана стали основными партнерами.

Проблему снабжения ЕС природным газом в обход территории России частично решал газопровод «Баку-Тбилиси-Эрзрум», который был сдан в эксплуатацию в конце 2006 года. Он безусловно уменьшил зависимость Грузии от российского газа.

Однако реальные запасы нефти и газа в Азербайджане, снабжавшем Россию, СССР и Европу нефтью и газом почти 150 лет, сильно исчерпались. Для обеспечения Европы нефтью и газом в обход России следовало бы направить по южным магистралям объединенные нефтяные и газовые ресурсы Казахстана, Узбекистана и Туркмении. С конца 2006 года Казахстан, правда, начал танкерную перевозку нефти из Актау в Баку через Каспийское море для ее дальнейшей транспортировки. Еще часть бакинской и казахстанской нефти отправлялась по трубопроводу в грузинский порт Супсе, терминал которого мог осуществлять перекачку в танкеры около 5 миллионов тонн «черного золота» в год.

Частично это решило проблему. Но как же газовая проблема? Для ее решения возник проект «Набукко», в создании которого предполагалось участие не только Грузии, но и Украины. Именно эти проекты транзита энергетических ресурсов через Грузию в ЕС в обход России сделали актуальным принятие Грузии в состав членов НАТО.

«НАБУККО»

Проект «Набукко», названный так в честь одноименной оперы Верди, возник достаточно давно. Выбор названия распределил сюжет оперы, посвященной событиям в Вавилоне, развалины которого в Ираке привлекали многих исследователей. Недалеко от этих руин мог бы проходить и газопровод «Набукко». Магистраль из Азербайджана и Грузии через Турцию планировалось протянуть дальше в Болгарию, Румынию, Венгрию, Чехию и Австрию. Членство в НАТО для Грузии рассматривалось как гарантия безопасности всех этих нефтегазопроводных систем.

ВООРУЖЕНИЕ ДЖОРДЖИИ

Создание в Грузии боеспособных военных частей активизировалось в 2004 году главным образом для силового решения южно-осетинской и абхазской проблем. Других причин для быстрой милитаризации этой небольшой страны, не имевшей к тому же военных традиций, просто не было. Это, конечно, понимали в Абхазии, Южной Осетии и России.

Территориальные конфликты, существовавшие у Грузии с 1992 года, препятствовали принятию в НАТО. Уладить их можно было, либо предоставив непризнанным республикам свободный выбор по варианту Кипра, либо вернув их обратно обещаниями широких автономий. Однако антагонизм между бывшими членами Грузинской Федерации зашел слишком далеко. Оставался лишь силовой вариант, очевидно, одобренный не только США, но и некоторыми странами НАТО, а также Израилем и Украиной, начавшими поставки в Грузию современного вооружения, противовоздушных систем, инструкторов. Было обеспечено и обучение грузинских солдат по системам спецназа, которые отрабатывались в том числе в Ираке. Проводились совместные маневры грузинских и американских частей. Но всех этих мер было недостаточно для создания боеспособности всей нации. Это качество обеспечивается лишь историей и государственным опытом, формирующим психологию людей. Грузины просто не знали, что такое настоящая война. Ведь эта страна, если обратиться к истории, никогда не была колонией России, а привилегированным протекторатом.

Главным просчетом этого плана были сроки. В 2004 году никто не ожидал, что войны в Ираке и Афганистане продлятся без видимых побед еще четыре года. Если бы эти войны завершились раньше, то освободившиеся американские армия, флот и авиация вместе с участием Грузии в НАТО давали надежду на успех блицкригов в Южной Осетии и Абхазии. На территории Грузии были бы созданы американские военные базы, ориентированные не только на защиту этой страны, но и на возможность войны с Ираном. О возможностях же российской армии эксперты в Пентагоне все еще судили по итогам чеченских кампаний. Дмитрий Медведев как новый Главнокомандующий мог, как считалось, проявить нерешительность и нежелание рисковать.

ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Нефтепроводы и газопроводы, проходящие по территории Грузии, были, естественно, законсервированы на период военных действий. Прекратилась и транспортировка нефти баржами-танкерами из Казахстана. Азербайджан стал перекачивать часть своей нефти через российский нефтепровод к терминалу в Новороссийске. Проект газопровода «Набукко», строительство которого пока еще не было начато, оказался под вопросом. В заглавии одного из комментариев по поводу визита вице-президента США Дика Чейни в Баку, Тбилиси и Киев в начале сентября было сказано: «Чейни летит на Кавказ спасать «Набукко», но проекту уже вынесен приговор». Основные возможные поставщики газа для этого газопровода – Казахстан и Туркмения – решили ориентировать свои поставки в Китай и Россию. Для них определяющим стал вопрос цены. Газ покупала главным образом Украина, и очень дешево. Китай и Россия предложили им рыночные цены и более надежный транзит. Собрать достаточный капитал для строительства «Набукко», протяженность которого превышает 3300 км, а цена вопроса приближается к 6 миллиардам долларов, сейчас практически нереально.

Будет отложено на неопределенный срок и создание американских баз на территории Грузии. Нелепый заход американского военного флота к ее берегам для «гуманитарной помощи» с последующим прибытием военных кораблей НАТО и грозные указы президента В. Ющенко об ограничениях для Черноморского флота вызвали политические осложнения и в Украине. Теперь становится ясным, что Черноморский флот останется в Севастополе в обозримом будущем, закрывая для Украины реальные перспективы членства в НАТО. Полная история рокового приказа президента Грузии М. Саакашвили о начале массированного обстрела Южной Осетии, отданного в полночь 7 августа по мобильному телефону из Тбилиси и приуроченного к началу Олимпийских игр в Пекине, пока неясна. Изучение всех «грузинских» деталей этой короткой войны возможно только в Тбилиси. В том замечательном городке, в котором родились в давнем 1925 году оба автора этого материала.

Рой МЕДВЕДЕВ и Жорес МЕДВЕДЕВ