Аграрии Ставрополья выступают за отмену ограничения в 300 гектаров
Дискуссия о том, нужно ли снимать нынешнее ограничение в 300 га при выделении участка из земель сельхозназначения, буквально в течение нескольких дней приобрела общекраевой масштаб.
Напомним, сторонниками сохранения трехсотгектарной планки остались краевые депутаты, на рассмотрение которым, как уже писала «СП», был представлен законопроект о снижении нормы до десяти гектаров. Безусловно, у тех, кто за или против, свои резоны. Однако не будет преувеличением то, что отказ парламентариев стал полной неожиданностью для ставропольских аграриев. Собственно, насколько они обеспокоены, можно судить даже по редакционной почте и телефонным обращениям в газету. В том случае, если «узда» для пайщиков сохранится, вырисовываются отнюдь не радужные перспективы. Ниже мы приводим несколько выдержек из поступивших писем.
Так, в своем коллективном обращении руководители нескольких хозяйств Георгиевского района (ООО «Рассвет», ООО «Изобилие», ООО «Агро-Смета», ООО «Новинское», ООО «Новая Дружба», ООО «Подгорненское») приводят подробные цифры по «зависшим» там земельным участкам площадью менее 300 га. В общей же сумме эти клочки составляют более тысячи гектаров, принадлежащих 192 собственникам. «Хозяйства затратили денежные средства на проведение межевых работ, но заключить договора аренды в соответствии с действующим законодательством не могут, так как эти участки не ставят на кадастровый учет. Тем не менее арендная плата собственникам пока выплачивается, компенсируются затраты на уплату земельного налога», - пишут руководители перечисленных предприятий и предупреждают: «Если не решится наша проблема и проблема собственников в оформлении участков, мы вынуждены будем отказать людям в выплате арендной платы». И стоит ли говорить о том, что из письма в письмо повторяется просьба снизить или убрать существующую планку.
К примеру, непростая обстановка сложилась и в Андроповском районе, где незарегистрированными остаются более 60 тысяч гектаров. Это, как пишут представители администрации района при поддержке руководителей ряда хозяйств, по преимуществу поля площадью намного меньше трехсот гектаров. «Отсутствие надлежащим образом оформленных прав на земельные участки не дает возможности органам местного самоуправления формировать бюджет, одной из основных статей дохода которого является земельный налог. При его ставке 0,3% от кадастровой стоимости и среднерайонной кадастровой оценке земель сельхозназначения 48411 руб./га районный бюджет теряет около 9 миллионов рублей ежегодно», сказано в письме андроповцев. И уверена, все эти цифры вмиг были просчитаны и во всех других районах...
К слову, обращение с аналогичными доводами отправилось в Госдуму края и от сельхозпроизводителей Предгорного района. Там сейчас зависли 14,4 тысячи гектаров разрозненных участков. За них район в следующем году также рискует недополучить 18 процентов доходов. Сохранение нынешнего ограничения просто вынуждает людей «применять исключения (например, для выращивания овощей вновь образуемый участок может быть меньше 300 гектаров), хотя заранее известно, что они не будут заниматься заявленным в бумагах видом деятельности», констатируется в письме.
Кстати, такие случаи, как оказалось, встречаются сплошь и рядом. К примеру, почему фермеры Красногвардейского района, владеющие наделами менее 300 гектаров, однажды при перерегистрации у налоговиков массово поменяли в документах основной вид деятельности на пчеловодство? А уже через пару лет были приняты поправки в краевой Закон «Об управлении и распоряжении землями», и оно было исключено из перечня видов деятельности, на которые ограничение в 300 га не распространяется. И вот красногвардейские фермеры-пчеловоды снова в массовом порядке быстро «переквалифицировались» в овощеводов... Такой пример, в частности, содержится в обращении на имя председателя ГДСК Д. Еделева краевой Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов.
В нем говорится, что нынешний Закон «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» затрудняет создание новых и расширение уже существующих КФХ. Так, «для дальнейшего развития многие крестьянские (фермерские) хозяйства края предоставленным им правом расширения обрабатываемой земли воспользоваться не могут, поскольку круг членов КФХ, не состоящих в родстве с главой хозяйства, законом ограничен пятью гражданами, а площадь земельных долей членов семьи фермера, как правило, меньше площади в 300 га». Безусловно, не распространяется ограничение на земельные участки, используемые для семеноводства, овощеводства, картофелеводства и др. Но известно, что в данном случае это должно быть основным видом деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, однако, подчеркивается в обращении, «78 процентов КФХ края реально занимаются выращиванием зерновых культур»...
* * *
Мы привели лишь некоторые фрагменты из массы дублирующих друг друга по содержанию писем и обращений, под каждым из которых редко стоит меньше десятка подписей. Известно, что между думцами и минсельхозом края интенсивно ведутся переговоры, работает специальная комиссия. И есть надежда, что вердикта законодателей ставропольским аграриям осталось ждать недолго.
15 октября 2008 года