Акция ко дню психического здоровья для детей с различными отклонениями в развитии
Проводят ее здесь уже второй год. Инициаторы – отдел образования Шпаковского района и Михайловский психологический центр диагностики и консультирования, которых поддержала администрация района. Очень важно, что проблемы, связанные с такой деликатной (и в прошлом табуированной) темой, увидены не только специалистами, но и властью. Как сказала в своем выступлении начальник районного отдела образования Л. Тарабыкина, детей с теми или иными отклонениями в интеллектуальном и эмоциональном развитии среди шпаковских школьников, к глубокому сожалению, уже не десятки, а сотни.
Как и чему их учить, что нужно, чтобы они нормально адаптировались в жизни, - ответить на эти вопросы нелегко. Свое видение собравшимся предложили замглавы администрации района Л. Комарова, руководитель Михайловского психологического центра Е. Корюкина, директор Сенгилеевской коррекционной школы-интерната С. Скоромная и другие.
Проблем много: от преодоления страхов, которые до сих пор испытывает перед такими детьми общество, до недостатка квалифицированных специалистов, способных реально им помочь. О последнем с озабоченностью говорила С. Скоромная. В интернате, которым она руководит, есть и логопеды, и дефектологи. При их, как принято говорить, сопровождении дети даже со сложными нарушениями овладевают необходимыми знаниями и умениями, развивают навыки общения. Однако, увы, живут они вне своих семей, далеко от дома. А вот коррекционные классы и группы, открытые в общеобразовательных школах, посещают «домашние» дети, но здесь другая беда: учат их обычные педагоги, прошедшие кратковременные курсы переквалификации. Эти учителя со сложными случаями не справляются. В результате ребенок отправляется домой на индивидуальное обучение и фактически «списывается со счетов общества».
Очень внимательно зал выслушал Н. Романенко, представлявшую на встрече Ставропольскую благотворительную организацию «Особенный ребенок», созданную родителями аутичных детей. У этих ребятишек затруднены контакты с окружающим миром. Их нужно обучать по особым программам, им также нужна помощь квалифицированных специалистов, которых пока и взять-то особо неоткуда! «Найдут ли наши дети место в жизни?» - с тревогой спросила Н. Романенко.
Что это все-таки возможно, доказали демонстрация короткого видеофильма, снятого в Сенгилеевской коррекционной школе-интернате, и концерт ее воспитанников. С экрана дети говорили: плохо, когда ты чувствуешь себя никому не нужным, и хорошо – «когда большая семья»; что очень хочется стать звездами шоу-бизнеса, но можно и парикмахером или ветеринаром… А потом - вышли на сцену, и все увидели, как замечательно они поют, танцуют, разыгрывают миниатюры. В одной песне были слова: «Посмотрите, я уже большая! Посмотрите, как я подросла!». Это и есть то, что все мы можем сделать: помочь им подрасти - в меру их возможностей. И порадоваться за них…
11 октября 2008 года