00:00, 2 октября 2008 года

Заказ товаров по каталогам бывает опасен

Сегодня на территории России работают около 120 фирм, торгующих по каталогам, и более полутора тысяч интернет-магазинов, а количество людей, занятых в этом бизнесе, в ближайшие годы может перевалить за 2,5 млн. человек. И это не предел: в США, которые считаются родиной дистанционной торговли, таким образом ежегодно продается товаров более чем на сто миллиардов долларов. По статистике, чаще всего россияне заказывают книги и печатную продукцию (41 процент от всех товаров). Далее в порядке убывания следуют обувь и одежда, косметика и семена, товары для здоровья.

Плюсами такого шоппинга можно считать возможность совершать покупки в комфортных условиях и в удобное для потребителя время, а также анонимность. Это неплохой выход для жителей небольших населенных пунктов, удаленных от крупных городов, где выбор товаров ограничен. К тому же по каталогам обычно распространяется продукция, не поступающая в розничную торговлю.

Однако, не имея возможности оценить предложение объективно, покупатель рискует за собственные деньги получить лишь разочарование, упакованное в бандероль. Несмотря на то, что все компании обещают быстро и без проблем вернуть деньги, если заказанный товар не подошел, как правило, сделать это бывает проблематично. Еще одна хитрость, на которую идут компании-дистанционщики, - полная закрытость. Зачастую ими управляют фирмы-невидимки. Связь с клиентами осуществляется через операторов call-центров или интернет-сайт, а сотрудники офисов ни под каким предлогом не дают телефонов головной фирмы, хотя тем самым нарушают сразу два закона: «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Подобные меры предосторожности связаны с тем, что на самом деле у клиентов возникает немало нареканий. В основном это слишком долгое ожидание заказов, ненадлежащее качество товаров и отсутствие обещанных подарков.

Например, садоводы-любители заказывают саженцы «гигантской вьющейся земляники с ягодами размером со среднее яблоко» по немалой цене. Оно и понятно — это ж настоящее чудо природы. Правда, в действительности это чудо выглядит как огромный лопух с колючками. А поддавшиеся на настойчивые увещевания приобрести «уникальный рыхлитель земли» стоимостью 960 рублей стали счастливыми обладателями обычной огородной тяпки.

Для продвижения своих товаров фирмы идут «в народ»: запасаются базами данных и начинают закидывать людей каталогами и обещаниями. Считается, что привлечение одного клиента обходится компании от 20 до 50 долларов. Но затраты стоят того: грамотно «прикормленный» клиент в среднем приносит около сотни долларов в год. Чтобы заставить человека совершить покупку, часто используется так называемый агрессивный маркетинг. Схема при этом используется примерно такая. По почте вы получаете красочный конверт с надписью «Внимание! Содержит конфиденциальные данные». А внутри - обращение от имени президента компании: «Поздравляем Вас, уважаемый Семен Семенович! Вы почти стали обладателем главного приза розыгрыша - автомобиля (указывается марка) стоимостью 600 тысяч рублей. Немедленно сообщите о Вашей готовности получить главный приз! Вам следует сделать заказ из нашего каталога на сумму 500 рублей, и Вы станете одним из трех участников розыгрыша этого автомобиля». Не беспокойтесь, заказ на 500 рублей вам пришлют обязательно, а вот автомобиля вы, скорее всего, так и не дождетесь. Зато у вас будет новый каталог, сообщение о призе в 300 тысяч рублей и необходимости сделать заказ на 800 рублей, чтобы его получить. И так до бесконечности. Самое интересное, что проведение такой схемы не вступает в противоречие с законом: заказ-то вы получили, а информация о розыгрыше - всего лишь приглашение к участию.

Чаще всего на подобные уловки клюют пенсионеры, подростки, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и цепляющиеся за любую возможность поправить свои дела. Чтобы не разочароваться, специалисты советуют следовать нескольким простым правилам. Во-первых, прежде чем принять участие в маркетинговой акции, внимательно ознакомьтесь с ее условиями. Они могут содержаться не только в письме, но и на внутренней стороне конверта. Во-вторых, не принимайте участия в акции только ради того, чтобы выиграть приз. Помните, что заказ товаров почтой - не лотерея, а всего лишь удобный способ совершения покупок. Наконец, в-третьих, на свете, конечно, есть честные и порядочные фирмы, которые не преследуют цели «впарить» товар любой ценой, но много и «серых», которые могут маскироваться под известные компании и откровенно мошенничать.

«Кот в мешке бывает... тяпкой»
Газета «Ставропольская правда»
2 октября 2008 года