Казаки-некрасовцы: 46 лет спустя
ЧЕЛОВЕК ОТ БОГА
Воскресную службу в церкви Святой Троицы отец Феофан провел с особой торжественностью, несмотря на хвори, одолевшие его в последнее время. В этот день людей здесь собралось больше, чем обычно, - ведь Рождество Пресвятой Богородицы для казаков-некрасовцев — особый праздник: 46 лет назад в этот день они сели на теплоход «Грузия» и отплыли к российским берегам. Церковь в поселке Кумская Долина была построена через год после того, как они здесь обосновались. С тех пор в ней и служит Феофан Кирсанович Бандеровский.
Поначалу приход едва вмещал всех прихожан, как правило, взрослые не только сами посещали каждую службу, но и брали с собой детей. Когда многодетные семьи шли по улице в своих ярких «шелкутневых» (шелковых) одеждах, казалось, что в поселке начинается какой-то большой и необычный праздник...
Теперь в будние дни здесь собираются человек пятнадцать, в праздники — вдвое больше, и многим давно за пятьдесят. У самого отца Феофана семеро детей, двенадцать внуков и двое правнуков, но и его семья тоже собирается вместе только по большим праздникам — на Рождество, Пасху... У молодых нынче свои заботы, да и живут они, давно разъехавшись из поселка, уже совсем по другим житейским законам.
...Проводив последнего прихожанина, отец Феофан облегченно вздохнул, присев на скамейку. Что ни говори, ему уже 78 лет, и он всерьез подумывает о преемнике. «Год-другой едва протяну», - говорит он задумчиво. Отец Феофан стал «человеком от Бога», можно сказать, с рождения: во время крещения священник, проводивший обряд, взяв младенца на руки, сообщил родным, что нести добро и веру людям ему на роду написано.
Перед переездом в Россию Феофан Кирсанович закончил греческую духовную семинарию и два года отслужил в православном приходе в Стамбуле, был председателем церковного совета. Ну а на Левокумье ему пришлось заботиться не только о существовании прихода, но и о своей большой семье, работать вместе со всеми на виноградниках, даже Прасковейский винтехникум закончить. Потом предложили место в стройчасти. По вечерам после работы отец Феофан проводил службу, несмотря на усталость и собственные заботы, а вот по утрам зачастую приходилось отпрашиваться у начальства...
Феофан Кирсанович проводил меня до калитки, перекрестил вслед и долго стоял, не торопясь ее закрывать.
ДЛЯ ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ...
В семье Харитона и Анны Бабаёвых в этот день был еще и свой особый повод для радости - перед тем, как отправиться в церковь, родители поздравили сына с днем рождения. Семен родился на том самом теплоходе «Грузия» и «вошел в историю», став тысячным казаком, прибывшим в Россию. Анна Ивановна говорит, что его рождение, да и сам праздник Рождества Пресвятой Богородицы были восприняты всеми как доброе знамение к переселению на родину предков. А самим супругам здорово тогда повезло: если бы ребенок родился до отплытия, пришлось бы остаться в Турции на неопределенный срок для оформления документов. А на теплоходе новорожденный уже считался гражданином страны, в которую они тогда так стремились попасть. Рассказывая об этом многочисленным ученым и журналистам, в свое время проявлявшим интерес к этой истории, веселая казачка свое повествование начинала в рифму: «Собрала я манатки, а тут начались схватки...». Семен сейчас живет в поселке на одной улице с родителями. «Семья у сына, - говорит Анна Ивановна, — просто замечательная».
Даже цветущая алыми шапками в горшках герань, выставленная на крыльце, не могла затмить своей красотой яркого, праздничного костюма хозяйки, предназначенного для особых случаев. В нем она ходит в церковь, а месяц назад выступала на фестивале в Таллине: «Таких нарядов нет ни у кого из тамошних староверов, - с гордостью замечает Анна Ивановна Бабаёва. - Повсюду, где нам приходилось бывать, собиралось вокруг немало любопытных, и каждый норовил с нами сфотографироваться».
СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ!
На Первый международный фестиваль древнеправославной культуры «Пейпус», который в конце августа проходил в Эстонии, были приглашены восемь жителей поселка, участники фольклорно-этнографического ансамбля «Некрасовские казаки», которым руководит Семен Иванович Милушкин. Он ведь и церковный хор в своем приходе возглавляет, прекрасно владея традиционным для казаков-некрасовцев знаменным пением. Мероприятия проходили в Таллине, Муствеэ, Тарту, Калласте. «Пейпус» - так называется на эстонском языке Чудское озеро, вдоль западных берегов которого живут русские староверы со второй половины XVII века.
Четыре дня фестиваля были расписаны по минутам. В его обширную программу вошли не только концерты духовной музыки с участием коллективов различных старообрядческих общин (в том числе из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Забайкалья, Бурятии), но и другие мероприятия. В храме старообрядческой общины в Калласте прошла совместная служба. Казаки-некрасовцы участвовали в концерте духовных песнопений и постовых стихов, в концерте народной музыки и в гала-концерте в Таллинском русском театре... Вот мнение одного из знатоков культуры старообрядцев, побывавшего на фестивале: «Особенно понравились казаки. Сильные природные, не поставленные по академической системе голоса покорили всех».
В Эстонии сегодня проживают, по официальным данным, около 15 тысяч староверов и их потомков, объединенных 11 общинами, и там бьют тревогу по поводу угасания культуры, которую академик Д. Лихачев назвал «великой ценностью мирового значения». У нас, на Ставрополье, их несколько сотен человек. Поэтому следует переадресовать совет одного из авторов журнала «Огонек», который в 1982 году попал на концерт казаков-некрасовцев, выступавших в Московской консерватории: «Дорогой читатель, если вам повезет увидеть афишу концерта фольклорного ансамбля казаков-некрасовцев, то, как писалось в старинных газетах, «спешите видеть!».

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
