Международный день солидарности журналистов - 8 сентября
В Америке существует теория трех революций, согласно которой человечество уже пережило аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге третьей – информационной. По этому поводу расплодилось множество почти фантастических сюжетов, но человека и раньше, и теперь интересует жизнь конкретная, осязаемая. И от того, кто и как опишет ее и объяснит, часто зависит самочувствие не вообще абстрактного человечества, а каждого индивидуума. Вот причина, по которой та или иная выбранная газета становится семейным другом.
А уж насколько ответственна роль журналиста, мы смогли еще раз убедиться, горячо переживая события, начавшиеся в ночь на 8 августа на территории Южной Осетии. Кто в эти дни по десять раз на день не припадал к телеэкранам, не спешил включить радио, не открывал с волнением газет?! Самые главные впечатления, которые мы вынесли из этих страшных событий, связаны с работой СМИ. До сих пор многие люди, обмениваясь мнениями, говорят о том, что они буквально гордились российскими журналистами – и ведущие передач, и репортеры, и обозреватели были патриотичны, правдивы и по-человечески сострадательны. Тот случай, когда, ей-богу, хочется сказать: «Народ и журналисты стали едины!»
Впрочем, теперь, когда победно завершилась военная фаза конфликта, в некоторых отечественных газетах появились утверждения, что войну-то мы выиграли, а вот информационную битву проиграли. Это тем более странно слышать, что даже на Западе уже поняли, какими средствами велась эта «битва». Кстати, один из обозревателей договорился до того, что надо было, оказывается, прихватить на эту войну побольше западных журналистов (некоторые из них традиционно агенты спецслужб) и тогда бы мир узнал правду! Какая наивность. Основа западной политики и вообще жизни – это, увы, политика двойных стандартов. Строго говоря, и тактически, и стратегически эту информационную войну мы проиграть не можем, ибо говорим и показываем правду. Сегодня наиболее важным для нас должно стать не то, что о нас думают на Западе – там искренних друзей почти нет. Главный итог войны – что мы теперь думаем о себе сами – и мы, и, между прочим, страны «третьего мира», а это (Китай, Индия, Пакистан и т. д.) большая часть человечества, увидевшие и нашу военную, и нашу духовную силу. Говорить же продуктивно с Западом мы сможем лишь, опираясь на союз с азиатскими гигантами, за которыми реальное будущее планеты.
Очевидно, что, честно выполняя свой профессиональный долг, журналисты вместе со всеми участниками этой действительно «маленькой победоносной войны» внесли свой вклад в большую политику и зарождающийся новый миропорядок. Но есть и моральный результат работы российских СМИ: впервые за многие годы мы в полной мере зауважали свою власть, свою армию, свою прессу.
Профессия репортера, и не только в эпохи больших и малых войн, давно стала одной из самых опасных и рискованных в мире. Едва ли необходимо уточнять, в каких горячих точках и сколько погибло собратьев-журналистов. Много. Очень много. Об этом мы слышим и читаем слишком часто. Но самой горячей точкой становится вообще жизнь, угрожающая журналисту недовольством и гневом властей. Как не вспомнить о зверском убийстве в 1998 году редактора газеты «Советская Калмыкия» Ларисы Юдиной… Естественно, что журналисты, работающие и существующие в зоне риска, нуждаются в защите и самозащите. С этой целью 8 сентября 1958 года в Бухаресте на IV конгрессе международной организации журналистов был учрежден особый профессиональный праздник, дата которого выбрана не случайно. Именно 8 сентября 1943 года в Германии был казнен писатель-антифашист, коммунист Юлиус Фучик. Его «Репортаж с петлей на шее», написанный в пражских застенках и после гибели Фучика переведенный на 70 языков мира, стал, по существу, учебником мужества, которого так часто требует наша профессия. В конце ХХ века на очередной конференции ООН 8 сентября было названо Международным днем солидарности журналистов.
Накануне в «Ставропольскую правду», как и в другие российские издания, обратилась за поддержкой инициативная группа журналистов – выпускников МГУ имени Ломоносова с призывом принять участие в международной акции протеста под девизом «Овадан-Депе» - позор ХХI века». Дело в том, что в застенках ашхабадской тюрьмы «Овадан-Депе» (что переводится на русский как «Живописный холм») сегодня томятся двое выпускников факультета журналистики МГУ Борис Шихмурадов и Сердар Рахимов, известные оппозиционеры.
Около 60 человек были осуждены по итогам судебных разбирательств за предполагаемое участие в том, что власти Туркменистана назвали «попыткой покушения на Туркменбаши». Пожизненный срок – таков неумолимый приговор для Бориса Шихмурадова и 25 лет тюрьмы – для Сердара Рахимова.
Кстати, одним из первых, кто публично прокомментировал события в Ашхабаде, был не кто иной, как бессменный в течение полувека декан факультета журналистики Московского государственного университета Ясен Засурский (лишь недавно он ушел с этого поста). Для его выпускников это знак реальной журналистской солидарности, да и как иначе, если все мы помним, какой это мужественный, открытый, честный человек – Ясен Николаевич Засурский.
И еще один штрих. Обращаясь за поддержкой, инициаторы акции могли не знать, что есть на многонациональном Ставрополье большой Туркменский район, где не так давно был установлен памятник известному туркменскому поэту Махтумкули Фраги. И этот культурный факт совсем не случайно вспомнился в Международный день солидарности журналистов. Мне кажется, он имеет к солидарности самое прямое отношение.
6 сентября 2008 года