00:00, 5 сентября 2008 года

Детская агрессия увеличилась в российских школах

Делать вид, что ее нет, уже не могут ни учителя, ни родители, ни общество. Центр социологии образования Российской академии образования (РАО) провел исследование на эту тему. В опросах участвовали три тысячи учеников седьмых, девятых и одиннадцатых классов. Выяснилось, что каждый второй подросток считает, что для решения конфликтной ситуации надо пускать в ход кулаки. Это происходит и в школе во время учебы, и во дворах домов, и в летних лагерях на каникулах. На вопрос «Дрались ли вы в последние два месяца?» положительный ответ дали более четверти респондентов. Опрос показал, что половина подростков дралась именно в школе. Чаще всего до рукоприкладства доходит, по мнению детей, из-за оскорблений и желания немедленно защитить личное достоинство. Эту причину назвало подавляющее большинство респондентов. Распространенными были ответы: «Защищал друга, которого оскорбили». Некоторые не скрывали, что дерутся из чисто хулиганских побуждений, нападают, чтобы отобрать деньги или телефоны у сверстников. 11 процентов девушек причиной своего участия в драках назвали ревность. В девичьей подростковой среде ревность и попытка отомстить более удачливой сопернице считается проявлением сильной натуры.

На вопрос, почему конфликты решаются так грубо и примитивно, руководитель Центра социологии образования РАО Владимир Собкин ответил, что такое «кулачное» решение, как единственно верное, подросткам без устали подсказывает телевизор, где в большинстве фильмов положительный герой отвечает на оскорбление не иначе как убийством врага. К вечеру, подсчитали ученые Центра, сцен агрессии в эфире телеканалов становится в два раза больше, чем утром. Культура веками табуировала насилие, а телевидение все эти запреты сняло и задало обществу агрессивные формы поведения.

Как показали исследования, ни материальное положение семьи, ни уровень образования родителей в этой ситуации не играют роли. Дерутся 30 процентов детей из семей с очень низким достатком и 45 процентов – из хорошо обеспеченных.

Опрос же родителей и учителей показал, что те и другие считают детские правонарушения следствием того, что подростки не знают про уголовную ответственность за подобные деяния. Часть взрослых полагает, что дерущиеся дети не знакомы с элементарными нормами воспитания. Отсюда вывод: нужно с начальной школы объяснять ребенку, что за содеянное придется отвечать. А еще учить его сострадать и сопереживать другому человеку.

Есть и более конкретные рекомендации. Часто в мирном решении подросткового конфликта может помочь нейтральный посредник. В Москве есть опыт так называемых школьных служб примирения. Нейтральными посредниками на переговорах выступают прошедшие специальную подготовку в этих службах подростки.

Однако если конфликт уже произошел, и ребенка избили, нужно обязательно зафиксировать побои, обратиться в травм-пункт или вызвать «скорую». Адвокаты советуют сразу написать заявление в милицию. Если последствия серьезные, то должно быть проведено расследование, после чего дело попадет в суд. Все расходы на лечение обязаны возместить родители или опекуны виновника происшествия. Что касается морального вреда, то компенсацию за его причинение суд может обязать выплатить семью драчуна либо администрацию школы.

В Ставропольском крае подобные исследования пока официально не проводились. Однако практика школьных инспекторов свидетельствует, что и у нас агрессивное поведение подростков тоже не редкость…

Л. ЛАРИОНОВА
«Кулачные решения»
Газета «Ставропольская правда»
5 сентября 2008 года