00:00, 29 августа 2008 года

Николай Родионов - гитарных дел Мастер

Отдыхающие со всей страны, что заполнили зал музея-усадьбы Николая Ярошенко в Кисловодске, завороженно следят за мелькающими пальцами виртуозов, взрываются аплодисментами после каждой исполненной пьесы. Но, восторгаясь мастерством исполнителей, даже неискушенные слушатели понимают: на ширпотребовском инструменте такого не сотворишь. Не скрывают этого и сами артисты.

- У нас с сыном одни из лучших гитар нашего известного кисловодского мастера Николая Андроновича Родионова, - поясняет Федор Фатьянов.

Гитарный мастер – профессия штучная. На Кавказе людей, способных своими руками создать классическую гитару, можно по пальцам перечесть. А уж такого созвездия мастеров, какое образовалось в Кисловодске, пожалуй, на Юге России больше и не найдешь. И все потому, что четыре десятка лет назад судьба забросила в курортный город удивительного человека – Николая Родионова.

…На окраине Кисловодска я нахожу узенький, едва приметный переулок Калинина, саманный домик под нужным номером, по наружной металлической лесенке поднимаюсь в мансарду. Невысокий пожилой мужчина в залоснившемся черном фартуке сидит на табуретке и наждачной бумагой зачищает заготовку под гриф. Пышные усы, натруженные руки, чуть слезящиеся глаза. Даже вдвоем в мастерской не развернуться. На столах и под столами, что тянутся вдоль стен, тьма-тьмущая всевозможных дощечек, струбцин, пилочек, рубанков, каких-то чудных станочков. На стенах - заготовки грифов и дек. И все это до последнего брусочка подернуто патиной мельчайших опилок. Представляю, как они клубятся, когда работает циркулярка!

- С чего начинается хорошая гитара?

- С полена, - отвечает мастер.

И тут же поясняет: чтобы гитара звучала, необходим хороший материал. Разумеется, не фанера, а цельное дерево. Да не абы какое. Отечественные клен, кедр неплохи, но до индийского палисандра недотягивают. Знают это не только гитарные мастера, но и лесоторговцы. А потому цены на палисандр – несусветные. Но делать нечего – приходится покупать.

Драгоценные «полена» распиливают на пластины толщиной в три миллиметра, получая заготовки дек. И тут начинается священнодействие: мастер постукивает по деке и прислушивается, как та звучит. Где-то на доли миллиметра уменьшит толщину пластины, где-то чуть-чуть заузит или сделает тоньше «пружины» - накладки из тоненьких реек на внутренней стороне дек. Тяжелая работа - выстрогать из твердого красного дерева гриф гитары и его головку. Незаурядное мастерство и терпение требуется, чтобы собрать и склеить из заготовок инструмент. А уж покрывать его лаком в маленьком помещении без какой-либо вытяжки – не только трудно, но и очень вредно. Вот и выходит, что каждая гитара – это почти два месяца каждодневного кропотливого труда.

За свою жизнь Николай Андронович изготовил их 270. При том что осваивать премудрости профессии начал, когда другие уже думают о пенсии.

…Даром что росточка был невеликого младший мальчонка Родионовых из крохотного села на Енисее. Но характер еще тот – истинного сибиряка. Когда перед войной семья переехала в Томск, Николай умудрился стать чемпионом города по лыжам, успешно выступал на гимнастических снарядах. И художественными талантами природа Родионова щедро одарила: и на гитаре сыграет, и цыганочку лихо спляшет, и стихи прочтет так, что слезы наворачиваются. Совсем еще зеленым юнцом его приняли в концертную бригаду, организованную профессионалами из местного драмтеатра. Вместе с ними Николай разъезжал по области, с успехом выступал в городах и селах… Пока не грянула война.

Осенью 1941-го 18-летнего Николая Родионова призвали в армию. Однако направили не на фронт, а в «учебку»: изучать способы защиты от возможных химических атак врага. Лишь через год Николай попал в действующую армию. И оказался в самом пекле: на Курской дуге. Поскольку отравляющие газы фашисты там не применяли, специалистов по химзащите использовали на саперных работах: рыть траншеи, наводить переправы.

Вдоволь хлебнув военного лиха, Николай Родионов дошел до Австрии. Там встретил салют Победы, а затем вместе со своей дивизией триумфальным маршем – по 25 километров в день - прошел по дорогам освобожденных европейских стран.

После демобилизации окончил Томский мединститут, стал дипломированным челюстно-лицевым хирургом. Но на «гражданке» работал всего полгода: вновь призвали на службу – теперь уже в качестве офицера медслужбы. И пошли скитания по военным госпиталям: Дальний Восток, Группа советских войск в Германии, Балтийский флот. И вновь пригодились острый глаз и золотые руки. Молва о хирурге, который может из кучи осколков собрать челюсть и вернуть изувеченному моряку его изначальный вид, распространилась по всем экипажам.

Командование уже готовило приказ о назначении подполковника медицинской службы Родионова главным стоматологом Балтийского флота, как вдруг пришла беда: у супруги обнаружили рак. Последние свои дни она доживала в родном Кисловодске. Там же возле нее находились два малолетних сынишки. Оставить малышей было не на кого: Николай Андронович подал рапорт об увольнении и осел в Кисловодске…

У пациентов стоматологической поликлиники хирург Родионов был нарасхват. Немало шоколадок всучили медрегистраторам страждущие, лишь бы те записали их на прием к Николаю Андроновичу – тот мог любой зуб удалить без осложнений. Да только самому Родионову быстро наскучило изо дня в день рвать зубы в поликлинике: привык к куда более масштабной и сложной работе. А тут еще давнишняя тяга к гитаре вдруг стала неудержимо возрастать.

С гитарой Николай Андронович не расставался ни в одном из гарнизонов, где доводилось служить. Хотя игре никогда нигде не учился, своим умом, своим слухом, своими пальцами постиг: не только в «теплой» компании, но и в праздники на сценах домов офицеров исполнял довольно сложные пьесы для классической гитары. Вот и в Кисловодске познакомился с гитаристами, выступал вместе с ними в концертах, в свободное от работы время вел кружок гитары в школе.

Однажды несколько его учеников надумали поступать в Минераловодское краевое музыкальное училище. Чтобы поддержать ребят, поехал в Минеральные Воды и Родионов. Там игру фронтовика случайно услышали преподаватели и предложили: поступайте в училище. Так в 50 лет Родионов стал студентом–заочником и сделал окончательный выбор между стоматологией и музыкой: преподавал в музыкальной школе и даже давал сольные концерты, где нынешняя супруга Раиса Ивановна выступала в роли конферансье, а Николай Андронович играл на гитаре.

Перейти от музыкального исполнения к изготовлению инструмента Николаю Родионову подсказал его друг, гитарист Госфилармонии на КМВ Юрий Аргамаков. Аргамакову чуть ли не каждый день приходилось ездить на электричке из Кисловодска то в Пятигорск, то в Ессентуки, то в Железноводск на концерты. Нет-нет да случались неприятности: то сам где-то гитару ударит, то кто-то баулом ее придавит. Юрий знал, что у Родионова золотые руки. Раз попросил подремонтировать гитару, второй раз. А потом возьми да предложи: а попробуй-ка сам сделать такую!

Ни одного гитарного мастера ни в Кисловодске, ни на Кавминводах в то время не было. Пришлось до всего доходить самому. Не было и подходящего материала. Лишь на верхнюю деку, от которой главным образом зависит звучание инструмента, удалось раздобыть сибирского кедра. Остальной корпус Родионов сделал из обычной фанеры. И, однако же, гитара зазвучала. Да еще как! Пять лет назад, когда Николай Андронович отмечал 80-летие, друзья разыскали ту гитару и привезли на торжества. Сравнили звучание и с удивлением услышали, что «фанерная» мало чем уступала инструментам, выполненным из ценных пород дерева.

Первый успех воодушевил. Родионов с головой ушел в новую профессию. Выпытывал секреты у коллег, неутомимо экспериментировал, искал лучшие материалы, придумывал всевозможные приспособления для распила, шлифовки, выгибания дерева. И пришло признание: в 1982 году на Всероссийском фестивале гитаристов и гитарных мастеров «Хрустальные струны» в Донецке гитара кисловодчанина была признана лучшей. Так в 59 лет Родионов встал в один ряд с лучшими отечественными мастерами. «В его инструментах счастливо сочетаются множество самых необходимых качеств для исполнителя. Ну, конечно же, внимание в первую очередь привлекает звук. Трепетный, тембрально богатый, летучий, достаточно мощный, позволяющий озвучивать большие помещения. Хорошая выстроенность регистров, удобство грифа, отменный внешний вид. Для многих гитаристов появление его инструментов открыло новую эру в звучании советских гитар», - так писал в те годы о гитарах Родионова известный гитарист и организатор фестивалей Павел Иванников.

С тех пор много было фестивалей, много дипломов и грамот, много памятных встреч с известными российскими и зарубежными мастерами. Родионов не только изготовил множество прекрасных инструментов. Несколько известных ныне гитарных мастеров называют его своим учителем.

*****

Сейчас Николай Андронович уже никуда не ездит – и возраст более чем солидный, и хвори одолевают. Но каждый день в 11 утра он приходит в мастерскую и до вечера пилит, строгает, шлифует. Устает так, что зачастую дома едва до дивана добирается. Но на покой не собирается:

- Мне кажется, если перестану работать, то сразу сдам, зачахну.

Сейчас мастер решил сделать десяток гитарных грифов - задел на весь следующий год…

«Кисловодский Страдивари»
Газета «Ставропольская правда»
29 августа 2008 года