Куда девался девятый миллион?
По-прежнему главный наш принцип в ходе уборочной страды – «коси пониже, езжай потише», хотя на Западе давно уже используют совсем иной прием: «коси повыше, езжай побыстрей». В последние годы на уборке используются новые зерноуборочные комбайны ДОН-1500Б, позволяющие разбрасывать измельченную солому по полю. Их наладка значительно отличается от подготовки к работе прежних моделей. А самая главная наша беда заключается в том, что многим агрономам просто неведомо, как проверить, есть ли потери зерна. Основное внимание обычно уделяется тому, чтобы каждый колос был вымолочен. В результате механизаторы налаживают молотильный аппарат на самый жесткий режим. Это означает неизбежные потери зерна и в солому, и в полову. А еще принято у нас работать на самых малых скоростях, что приводит к затягиванию уборки и к неизбежным потерям зерна. И к излишнему расходу топлива, которое нынче на вес золота. А еще к быстрому износу комбайнов. Очистка новых комбайнов тоже изменилась. Из-за ее неправильной регулировки тоже происходят потери зерна.
Более 40 лет я почти ежегодно участвую в предуборочных семинарах и непосредственной наладке комбайнов. Так что знаю об этих проблемах не понаслышке. И могу с полной уверенностью утверждать, что многих агрономов попросту не учили технологической отладке машин. И в учебных программах изучение этих проблем не предусмотрено. Сейчас в обслуживании машин вообще планируется использовать предприятия сельхозсервиса. Это значит, что в самый разгар жатвы, когда у техсервиса абсолютно нет времени, машины могут остаться в поле сиротами. К счастью, руководство Ставропольского аграрного университета собирается решить эти проблемы в два этапа. На первом планируется внести определенные коррективы в учебные планы, на втором — начать подготовку кадров по специальности «агроинженер». Остается надеяться, что все запланированное удастся осуществить.