Семинар журналистов, пишущих на темы образования
В семинаре работали сорок журналистов из всех федеральных округов - от Ставрополья до Ямала. Я впервые оказалась в сообществе коллег по тематике и с удивлением констатировала, что лишь треть присутствующих представляли общественно-политические издания. (Остальные - в основном университетские и ведомственные). Причем большинство журналистов из общественно-политических газет занимаются социалкой вообще, а образованием - «в том числе». Обозревателей по вопросам образования и воспитания, каковым я являюсь, было и вовсе немного. Между тем реформы в образовании последних лет затрагивают такие мощные пласты нашей действительности, что тема становится все более значимой социально.
Собственно, и собрали нас, чтобы рассказать о дальнейшем реформировании отрасли. В программе семинара значилась встреча с министром образования и науки России Андреем Фурсенко, однако он, по известным причинам, улетел в Северную Осетию. С «моделью российского образования-2020 для инновационной экономики» (так значилось в программе) нас познакомил директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Игорь Реморенко. Новая модель показалась мне довольно знакомой: лозунг о переходе к непрерывному образованию мы слышим с 90-х; идея о том, что нужно отказаться от зацикленности на фундаментальности базовых знаний, тоже не нова... Профессия наша заставляет вникать в частности, в детали - некоторые насторожили. Например, нельзя не согласиться с мыслью о том, что в детских дошкольных учреждениях должны не просто присматривать за малышами, но их развивать. Однако, слушая докладчика, который говорил о специальных субсидиях на «клубную деятельность» до-школьников (их раннее интеллектуальное и художественное развитие в учреждениях дополнительного образования), я не могла не вспомнить о ситуации, которой занималась перед отъездом в Москву. В редакцию обратилась многодетная мать, которая третий год не может устроить хотя бы одного ребенка в детский сад - в селе отдельная очередь дошкольников из многодетных семей. Что им «клубы по интересам»! И как согласуется с нехваткой детсадов обозначенная в презентации новой модели образования цель: «Всем матерям предоставить возможность профессиональной деятельности»?
Но более всего вопросов на встрече в Минобрнауке вызвала модель профессионального образования. Предлагается (и звучало уже не раз) разделить российские вузы на следующие категории: национальное достояние; федеральные университеты; исследовательские вузы; иные университеты и институты. С первыми тремя группами все более-менее ясно – и что финансировать их будут из федеральной казны, и даже какие вузы туда попадут (из выступления можно было сделать вывод, что только очень крупные). Мы же, приехавшие из далеких от столиц регионов, волновались о своем: что будет со старейшими провинциальными вузами, какие шансы у них попасть хотя бы в графу «исследовательские университеты»? Но четкого ответа не получили. Утешились надеждой, что нормативы только будут разрабатываться. Возможно, что высшая школа и в регионах получит поддержку.
Перемены ждут и начальное профессиональное образование. Заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина в своем выступлении заметил, что ПТУ имеют своим прообразом ФЗУ - фабрично-заводские училища, которые существовали на базе предприятий, давали рабочую профессию, а среднего образования не давали. К этому все и должно вернуться... А вот с учреждениями СПО ясности нет совсем. Они, вроде бы, должны влиться в большие образовательные комплексы и участвовать в подготовке будущих бакалавров. Означает ли это, что специалистов со средним профессиональным образованием перестанут готовить? Еще один вопрос.
Все услышанное журналисты потом, конечно, обсуждали между собой. Как и региональные образовательные проблемы. Как у вас прошел ЕГЭ? А что у вас с нацпроектом?.. Узнав, что я интересуюсь переходом на новую систему оплаты труда педагогов, коллеги из краев и областей, участвующих в этом эксперименте, отвечали на мои вопросы, подходили сами. Рассказали много интересного. Этим тоже запомнился семинар - как встреча единомышленников.
Жили мы в подмосковном городе Дмитрове, старинном, с сохранившимся историческим центром - церкви, монастырь, постройки XVI - XVIII веков. Лучшая в городе гимназия «Логос», где мы побывали, находится в здании, которое является гимназией с конца XVIII века. До революции она была женской. Здание охраняется государством, и потому здесь не могут заниматься более 200 детей. А учатся - 180, по 12-18 в классе. По нынешним меркам - малокомплектная школа, подлежит реструктуризации (читай - закрытию). Но элитное учебное заведение поддержала областная Дума, отменив для гимназии принцип подушевого финансирования. Средняя зарплата учителей в Московской области с губернаторскими надбавками - 29 тысяч рублей. В «Логосе», перешедшем на НСОТ, - до 50 тысяч. Преподают ученые из Дубнинского научного центра, многие учителя являются кандидатами наук. Техника - на грани фантастики, я таких мобильных классов еще не видела. И все же больше запомнилось отношение к гимназии, к образованию региональной и местной властей, позволяющее растить (на бюджетной основе!) научную элиту.
В сущности, такое отношение - единственный способ успешно проводить реформы.
22 августа 2008 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
