Учитель. Школа

Вчера в министерстве образования СК в рамках этих мероприятий состоялись круглые столы по наиболее актуальным проблемам. Обсуждались современная модель дошкольного образования, социально-педагогическая поддержка детей-сирот и инвалидов, некоторые другие темы. Внимание отдела культуры и образования «СП» привлек разговор о внедрении на Ставрополье региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений. Вели круглый стол заместитель министра образования СК Ирина Кувалдина и главный специалист финансово-экономического отдела министерства Мария Шагивалиева. В обсуждении приняли участие руководители ряда отделов образования края, отраслевые экономисты, директора школ. Присутствовала председатель Ставропольской краевой организации профсоюзов работников народного образования и науки РФ Людмила Кораблева.

Ставрополье переходит на новую систему оплаты труда (НСОТ) педагогов с 1 января 2009 года. Как и в других бюджетных отраслях, отменяется единая тарифная сетка. Заработок будет складываться из базовой части, компенсационных выплат и стимулирующей части. Последнюю станет получать тот, кто показывает высокое качество работы, занимается инновационной деятельностью. Чтобы внедрить НСОТ, фонд оплаты труда в отрасли будет увеличен на 30 процентов.

Вкратце изложив эти и другие положения, М. Шагивалиева остановилась на «проблемных местах». Эксперимент по переходу на новую систему оплаты труда идет в российских школах около двух лет. Субъекты, которые в свое время доказали право в нем участвовать, получили мощную финансовую подпитку из федерального центра. (Это позволило, в частности, полностью сохранить учительский заработок в пилотных регионах, ибо в ряде областей он поначалу не только не вырос, но и упал). У нас такой «форы» уже не будет. Много вопросов к тому, как уложить в 30 процентов, на которые подрастет фонд оплаты труда, и новый МРОТ (с 1 января 2009-го он составит 4330 рублей), и стимулирующую надбавку. Похоже, говорили участники круглого стола, денег на все не хватит...

Слушая их выступления, я перебирала в памяти информацию, которую получила на всероссийском совещании журналистов, пишущих об образовании. Коллеги из Саранска рассказывали, что в Мордовии внедрение НСОТ привело к сокращению в школах «неучительских» кадров – техслужащих, психологов, социальных педагогов. Коллега из Тольятти о том, что в городе идет закрытие небольших школ — выживают те, у кого учеников не менее 500. Журналисты из Хабаровска, положительно оценившие новшество, объяснили успешность его внедрения тем, что Хабаровская краевая Дума приняла более 40 поправок в нормативные документы о переходе на новую систему оплаты труда. В частности, на «душу» школьника в крае приходится, по их свидетельству, в среднем около 38 тысяч рублей. (В Москве – 48 тысяч!). У нас же на Ставрополье эта цифра колеблется от 11 до 13 тысяч рублей...

Между тем НСОТ вводится в условиях подушевого финансирования, и чем меньше в учебном заведении детей, тем меньше фонд заработной платы. Если не ввести соответствующие поправочные коэффициенты, получится, что в каждой школе будет свой уровень заработка, весьма разнящийся!

Перечень критериев для распределения стимулирующей части зарплаты изложила И. Кувалдина. Здесь обращает на себя внимание, что очень многое (даже слишком многое) будет зависеть от директора школы. Сколько поощрительных баллов поставить учителю за то или иное его достижение, например. Один руководитель высоко оценит хорошую подготовку учащихся к олимпиаде, другой – урожай в школьной теплице. И это не говоря о том, что уровень базового оклада работников тоже в компетенции директора...

Одним словом, образование России и края ждет экономическая революция. Возможно, подготовиться к ней нам в какой-то мере поможет «прикидка», которая 1 сентября начнется в Железноводске и Апанасенковском районе. В течение четырех месяцев там будут внедрять НСОТ в школах в режиме эксперимента. Пока же вопросов больше, чем ответов.

Лариса ПРАЙСМАН

НСОТ и МРОТ сидели на трубе / Газета «Ставропольская правда» / 20 августа 2008 г.