Сергей Горло: Клондайк под ногами
- С января из недр нашего комитета вышло 16 законов, принятых ГДСК, - подытоживает Сергей Алексеевич. - Скажу о важнейших. Закон «О поправках к Уставу Ставропольского края» способствовал установлению сбалансированных отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти и стал основой для плодотворного сотрудничества на благо края. Весьма своевременными стали новые санкции и составы административных правонарушений с учетом новых экономических и социальных реалий, которые предусмотрены законом «Об административных правонарушениях в СК». В подготовке этого нормативного документа принимали активное участие представители профильных министерств, правоохранительных органов и судебной системы. В частности, виновных за нарушение краевого законодательства о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр теперь можно оштрафовать на сумму до 500 тысяч рублей. Раньше нарушители оставались практически безнаказанными, милиционерам приходилось идти на разного рода ухищрения, чтобы заставить подчиниться закону.
Своеобразным испытанием на зрелость для комитета и парламента в целом стала ситуация вокруг Невинномысска. В 2006 году, как известно, город химиков был соискателем права создать на своей территории Особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленно-производственного типа. Тогда, готовясь к предстоящему конкурсу, депутаты и приняли закон, которым городу передали часть земель Кочубеевского района. Границы Невинки были изменены. А границы соседа, определенные другим нормативным актом, - нет. Поскольку конкурс выигран не был, кочубеевцы стали претендовать на возвращение земли, а вместе с ней и арендной платы и земельного налога в муниципальный бюджет. Однако нельзя забывать, что надежда на положительное решение вопроса о размещении ОЭЗ у нас окончательно не похоронена. Если край все же добьется заветной цели, в этом случае вновь придется возвращаться к земельному вопросу. Поэтому депутаты решили повременить с отменой принятого закона об установлении границ Невинномысска примерно года два. За это время ситуация прояснится окончательно. Будет у нас ОЭЗ - выиграет экономика края в целом. Общая польза все же важнее местечковых интересов. А отменить закон никогда не поздно.
- Сергей Алексеевич, возглавляемый вами комитет принимал участие в разработке закона «О некоторых вопросах проведения выборов в органы мест-ного самоуправления в Ставропольском крае», фактически установившем новые правила игры при проведении выборов на Ставрополье. Ваша оценка?
- Закон нацелен на дальнейшее развитие в нашем крае политического процесса, в котором более активную роль должны играть партии. В городских округах и муниципальных районах теперь может быть применена пропорциональная избирательная система. Конечно, для этого депутаты районных и городских советов должны внести соответствующие изменения в свои Уставы. Первым новатором в соответствии с принятым законом станет краевой центр. Уже 12 октября ставропольцы выберут Думу города исключительно по партийным спискам. Думаю, что потери обратной связи депутатов с жителями города не произойдет. Через систему общественных приемных, действующих сегодня у большинства партий, процесс взаимодействия можно будет сделать более эффективным.
- С первого января 2009 года на всей территории Российской Федерации начинается полномасштабная реформа местного самоуправления. В нашем крае эксперимент по ее проведению начался значительно раньше. Чего мы успели добиться? Или время потеряно зря?
- 19 июня в Майкопе состоялась десятая конференция Южно-Российской парламентской ассоциации, на которой, кстати, я был вновь избран председателем комитета по вопросам законодательства, государственного строительства и местного самоуправления этой организации. Считаю, что тем самым парламентарии ЮФО еще раз отметили высокий профессиональный уровень депутатского корпуса нашей краевой Думы. В ходе обсуждения выяснилось, что в большинстве субъектов ЮФО одна проблема – полномочия муниципальных образований часто не подкреплены финансовыми возможностями. Решить эту проблему можно только путем оптимизации экономической базы местного самоуправления. Сейчас это задача номер один. Ведь с
1 января будущего года, как вы заметили, 131-й закон вступает в полную силу на всей территории России. Назад дороги нет. Муниципалитеты обязаны стать дееспособными, активно работать на «низовом уровне», собирать местные налоги, такие как земельный, транспортный, имущественный, а не ждать помощи губернатора и правительства. У нас ведь люди зачастую охотнее устроят голодовку, чтобы выбить денег на жизнь у вышестоящей власти, вместо того чтобы рутинно и системно работать над расширением налоговой базы.
- Где же отыскать необходимые финансовые резервы? Где эти денежные закрома?
- В крае уже 118 муниципалитетов выбрали вместо дотирования фиксированные нормативы налоговых отчислений: не ждут теперь денег «сверху», а работают по принципу: «Чем больше средств соберем, тем лучше будем жить». Еще один практически неиспользованный ресурс – земля, которая должна приносить доход. Не случайно губернатор в своем выступлении перед муниципалами назвал ее «клондайком». Но, увы... Из 26 районов края полностью межевание проведено только в одном – Грачевском! До сих пор во многих муниципалитетах не утверждены схемы территориального планирования и генеральные планы. Необходимо также повышать эффективность управления финансовыми средствами, менять подход к формированию бюджета, рассчитывая доходную базу, исходить из реальных обстоятельств. Например, Ставрополь собрал такой объем средств, которые позволяют исполнить все бюджетные расходы уже осенью. Иная ситуация в муниципалитетах помельче, не столь состоятельных экономически. Там денег катастрофически не хватает. Подобные вопросы возникают из года в год. А задача стоит такая, чтобы полномочия, закрепленные за муниципальными образованиями, финансово были просчитаны точно. Когда в 2004 году начинали реформу, отталкивались от фактических затрат, не просчитывая эффективность работы бюджетных средств. Необходимо четкое понимание – сколько средств будет достаточно муниципальному образованию для исполнения своих функций. И этот подход, по моему мнению, должен быть реализован уже при подготовке бюджета на 2009 год.
- Сергей Алексеевич, наверняка проблемы муниципалитетов близки вам не только как председателю профильного думского комитета, но и как депутату, избранному по Кочубеевскому одномандатному округу?
- Я не забываю об этом. За последнее время удалось направить значительные средства на реконструкцию ряда социально значимых объектов на территории округа: на возведение пристройки физиотерапевтического корпуса Кочубеевской центральной районной больницы, реконструкцию школы № 20 с. Новая Деревня, школы № 23 х. Усть-Невинский, школы №4 села Кочубеевского, школы № 14 города Невинномысска, прокладку газоснабжающих сетей хутора Сотникова. Ведется электрификация и газификация микрорайона № 8 в селе Кочубеевском. Уже выделены средства на строительство здесь газопровода и разводящих сетей.
Благодаря активной работе моего коллеги – депутата Геннадия Афонина, представляющего город Невинномысск, слаженной работе всех парламентариев и конструктивной позиции краевого правительства Ставропольского края нам удалось значительно продвинуться в решении вопроса строительства моста через реку Кубань по улице Линейной. На осуществление работ выделено более 120 миллионов рублей.
- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, складывающуюся вокруг выборов в краевом центре?
- В выборах будут активно участвовать политические партии. Увидим, насколько они сегодня эффективны. Ведущие политические силы– это, безусловно, «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР. Думаю, что заявят о себе и общественные объединения.
- Кто, по вашему мнению, будет претендовать на должность главы краевого центра?
- «Единая Россия» уже выдвинула и поддержала кандидатуру Николая Пальцева. Солидарны с ней представители «Справедливой России» и СПС. Похоже, что определились со своим выбором и представители КПРФ. От крупнейших политических сил города и края, по всей видимости, на выборы пойдет единый кандидат.
- Есть ли шанс у беспартийного кандидата?
- Не исключаю, что среди независимых кандидатов будут профессионалы, имеющие большой управленческий опыт и серьезную программу. Однако считаю, что без поддержки политической партии шансов на победу у них нет. Время одиночек в политике прошло. Претенденты на должность главы города должны четко ассоциироваться с определенной политической силой. Тем более и федеральная власть нацеливает регионы на развитие сильной партийной системы.
- Не накроет ли ставропольских избирателей очередной вал грязных технологий и так называемого компромата?
- Думаю, что предстоящие выборы пройдут спокойно. Этому способствует стабилизация политической обстановки в нашем крае, произошедшая с заменой высшего должностного лица - губернатора. Сняты также противоречия на уровне Ставрополя: исчерпана ситуация, когда один человек возглавлял администрацию и Думу города, что вызывало справедливые нарекания прокуратуры. Можно с уверенностью говорить, что В. Гаевский и его команда уверенно контролируют политическую ситуацию. К тому же край находится под пристальным вниманием федеральных властей. В сентябре ожидаем визит на Ставрополье премьер-министра России В.Путина на заседание Госсовета, которое пройдет на КМВ. Все понимают, что сегодня главное – консолидировать здоровые политические силы и на этой основе строить эффективную экономику края.