Копать не обязательно…
Проект задумывался, с французской стороны, – институтом Авзоний, совместным подразделением Национального центра научных исследований и университета г. Бордо; с немецкой – институтом классической археологии Мюнхенского университета. В экспедиции принимают участие ученые из разных стран мира. Группу из Ставрополя пригласили как известных на международном уровне специалистов по так называемым недеструктивным методам археологических исследований. Еще десять лет назад, одними из первых в России, ученые «Наследия» обратились к разработке высоких технологий в этой области. Свои изыскания они ведут с использованием аэро- и космофотосъемки, применяют методики геофизических исследований. Как здесь говорят, чтобы что-то найти, копать не обязательно. Археология как «наука приключений» уходит в прошлое… В российскую команду вошли также давний партнер «Наследия», профессор Варшавского университета Кшиштоф Мисиевич – один из ведущих в мире специалистов по электроразведке, и Ирина Толочко из Южного центра Академии наук РФ.
На минувшей неделе первый этап международного проекта завершился. Из Турции вернулся руководитель российской группы, директор ГУП «Наследие», кандидат исторических наук Андрей Белинский (на снимке первый справа). Предлагаем беседу с ним нашего корреспондента.
- Андрей Борисович, что искали в Турции и чем интересен проект?
- Он связан с изучением одного из известнейших в древности центров цивилизации на территории Малой Азии, которая имеет богатейшую историю – от времен неолита до позднего средневековья. Это и хетская культура, открывшая человечеству изготовление орудий труда с использованием железа, и могущественная Персидская держава, и распространившиеся сюда греческая и римские цивилизации…
Проект называется «Апомея – Киленаи – Киботос». Так именовались античные города, которые располагались в окрестностях нынешнего турецкого городка Динар. Сегодня в нем 24 тысячи жителей, несколько улиц, огороды, жара… Но когда-то здесь кипела жизнь, процветало земледелие, сходились торговые пути, велись войны. Из этих мест, как известно, легендарный царь Ксеркс в V веке до нашей эры отправился в поход против Греции. Одним из направлений работы нашей группы был поиск дворца Ксеркса.
Кроме того, имеется давняя путаница с городами Апомея и Киленаи. Даже древние авторы – Геродот, Ксенофонт, Страбон – не могли точно ответить, было ли это два разных населенных пункта, или же это просто два разделенных во времени названия одного города. Требовалось нашими методами проверить все версии. Главной же нашей технологической задачей было построение геоинформационной системы всей территории, окружавшей древние города.
Места здесь, как уже сказано, уникальные. Динар развивался на развалинах великих древних культур. Идешь – тебе показывают: здесь был затопленный римский мост. А вот за этим полуразрушенным зданием позапрошлого века – великолепная кладка: термы, римские бани… Не говоря уже о многочисленных древних надписях. Нам просто иногда местные жители кричали: заходите ко мне на огород, у меня тоже есть! И действительно, лавочка в огороде стоит на древних камнях с посвятительными надписями. А ведь каждый такой источник бесценен! И, кстати, не только в научном плане. Турция живет туризмом, это значительная статья национального дохода. Туристы, осматривающие исторические достопримечательности, развивают экономику, что очень хорошо понимают турецкие власти. Губернатор провинции Афион, где велись работы нашей экспедиции, приезжал к нам дважды. Была устроена грандиозная конференция, посвященная началу раскопок, куда он привез всех руководителей местных администраций. А в «Наследие» перед нашим вылетом в Турцию прислал письмо-поручительство, чтобы нам не чинили препятствий на таможне при перевозке аппаратуры…
- Что же удалось установить с помощью геоинформационных методов?
- Анализируя данные, полученные с помощью аэро- и космофотосъемки, мы выявили места, наиболее насыщенные археологическими объектами, и тут же, за компьютером, увидели ряд древних некрополей. Назавтра в полевых условиях наше предположение подтвердилось. Обнаружено семь некрополей, ранее неизвестных, причем один из них представляет собой явное царское захоронение.
На мой взгляд, проясняется и вопрос с местонахождением дворца Ксеркса. За одной из скал, где сейчас стоит городская гостиница, находится, по нашим предположениям, довольно крупное сооружение, которое вполне можно связать с дворцовыми постройками. Здесь также найдено значительное количество наконечников стрел скифского образца. (Скифы в Малую Азию заходили, кроме того, местные народы переняли у них образцы оружия, наиболее «продвинутые» в те времена). Одним словом, похоже, что здесь был штурм дворца.
- А загадка «Апомея-Киленаи»?
- Мы предполагали, что Киленаи находятся на противоположной стороне Апомеи, поэтому именно там проводили электроразведку, с помощью определенных методов проверяли, имеются ли какие-либо строения под землей. На одном участке обнаружено их значительное скопление. Гладкий снаружи холм хранит остатки древних сооружений… Скорее всего, в разные времена было по-разному. Существовал один город – Апомея, потом, вероятно, возник другой – Киленаи, потом название «Апомея» распространилось на оба. Они недалеко друг от друга расположены, в пределах прямой видимости.
Анализируя данные, мы открыли несколько крупных древних земледельческих систем. В центре – так называемая земледельческая вилла, вокруг клеры – возделываемые поля. Все это в заброшенных ныне горных долинах, обнаружить можно только сверху, из космоса. С помощью наложения снимков обнаружили и древние дороги. В частности, участок знаменитой Эстафетной дороги времен Персидской державы. Тогда она была самой прямой и самой быстрой в мире: с помощью конной эстафеты рыба доставлялась свежей с берегов Средиземного моря в персидскую столицу.
Таким образом, построена базовая модель территории: как город был связан с периферией, какой была система коммуникаций и т. д. В созданной нами геоинформационной системе исследуемой местности каждый объект имеет свою привязку во времени, пространстве, множество других информационных атрибуций.
Исследования мы продолжим в будущем году. Сейчас обрабатываем данные, готовимся к первой научной конференции по проекту, которая состоится в Мюнхене. Вторая, по мысли наших коллег, может пройти в Ставропольском крае.
- Андрей Борисович, значит, правда, что археология перестает быть «наукой приключений?»
- Чтобы вас окончательно не разочаровывать, об одном приключении в Турции расскажу. Дистанционное зондирование подсказало нам, что в горах скрыт неизвестный город или крупный центр. Выяснили, что туда есть две дороги. Та, по которой поехали, через полчаса уперлась в обрыв. И тут же началась сильная гроза. Что называется, не пускал к себе город… Пришлось под ливнем, по горной дороге задним ходом спускаться в долину. И вдруг увидели, как сверху по другой тропе съезжает вниз трактор. И тут же закончилась гроза. Вторая дорога привела нас к цели. Мы нашли развалины древнего города, окруженного мощной, частично разрушенной стеной. Остатки башен, великолепных строений. На снимках видны погребенные под землей две крестообразно сходящиеся в центре дороги, что характерно для лагерей римлян…