На Ставрополье осуждена группа, занимающаяся незаконным оборотом нефтепродуктов
Недавно коллегией по уголовным делам Ставропольского краевого суда был оставлен в силе приговор Нефтекумского райсуда в отношении пяти членов преступной группы, занимавшейся производством врезок и хищением нефти. Единственное послабление - замена строгого режима содержания в исправительной колонии на общий. Они были осуждены по п. «а», ч. 4, ст. 158 УК РФ (кража). Лидер группы И. Яценко получил наказание в 7,5 года лишения свободы в колонии общего режима с выплатой штрафа в сто тысяч рублей. А. Ткач проведет в такой же колонии пять лет и выплатит также сто тысяч рублей. В. Плещенко пробудет в колонии общего режима 7 лет и 6 месяцев, Б. Исмаилов – 5,5 года, В. Уджуху там же проведет четыре года и заплатит штраф в 30 тысяч рублей. Некоторые из них работали охранниками на нефтепроводе.
Рассказывает офицер УФСБ по Ставропольскому краю:
- Суд поставил точку только в одном преступном эпизоде. А вообще Управление ФСБ по СК реализует комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на вскрытие и пресечение деятельности межрегиональных организованных преступных групп, действующих на объектах нефтяной промышленности Ставрополья, а также на выявление и ликвидацию возможных каналов финансирования незаконных вооруженных формирований за счет средств, полученных этими группами от нелегального оборота ГСМ.
Отметим, что оперативная обстановка на Ставрополье в сфере незаконного оборота нефтепродуктов имеет, скажем так, динамичный характер. Сегодня она определяется, как и все последние годы, перечнем административных границ с Чеченской Республикой, Дагестаном, Калмыкией, Северной Осетией, Карачаево-Черкесией. Наметившийся устойчивый рост цен на ГСМ и проводимая политика либерализации лицензионного законодательства в области оборота нефтепродуктов также способствуют увеличению масштабов деятельности организованных преступных групп, специализирующихся в незаконном бизнесе.
- Преступники все более активно используют методы конспирации, - подчеркивает офицер ФСБ, - расширяются коррумпированные связи в органах власти и управления, силовых структурах.
Такой опыт и консолидация преступных групп ведут к повышению мобильности теневого рынка нефтепродуктов и быстрому восстановлению разорванных правоохранительными органами «производственных» криминальных связей. Это не теория. Это реалии современной жизни Ставрополья. По его территории проходят два магистральных нефтепровода — «Баку–Новороссийск» (ОАО «Черноморсктранснефть») и «Тенгиз–Новороссийск» (ЗАО «КТКР»). У нас также расположен филиал «Роснефти» — нефтедобывающее предприятие ООО «РН-Ставропольнефтегаз». Именно к этим объектам отмечается устойчивый интерес организованных преступных группировок, специализирующихся на хищении нефти.
Надо признать, дело того стоит. По оценке сотрудников Управления ФСБ по краю, только на Ставрополье оборот незаконного нефтебизнеса оценивается в миллионы рублей. Плюс к этому несомненная высокая рентабельность: за короткий срок преступники получают возможность «заработать» не просто большие, а очень большие деньги. Именно поэтому количество краж нефти из магистральных и внутрипромысловых нефтепроводов растет. И именно поэтому работа УФСБ РФ по СК по пресечению незаконного нефтебизнеса взята под особый контроль. Ведь в ряде случаев отмечается «сращивание» преступных нефтегрупп с представителями охранных структур, которые по уставу и занимаются пресечением криминального нефтебизнеса.
- Сотрудники наших подразделений, - отмечают в пресс-службе УФСБ РФ по СК, - более чем полтора года назад взяли в разработку ряд организованных преступных групп, у которых был ярко выраженный интерес к «Ставропольнефтегазу» (см. «Не врезай!», «СП», 2.02.07 г.) Удалось выявить межэтническую преступную группу, осуществлявшую врезки в нефтепровод. Она отличалась высокой сплоченностью и оснащенностью техническими средствами. Похищенные нефтепродукты реализовывались в основном в Северной Осетии и Калмыкии, там они перерабатывались на незаконно действующих установках. За деятельностью преступников был установлен постоянный оперативный контроль. В результате были выявлены связи членов ОПГ с людьми из правоохранительных органов и службы безопасности «Роснефти». Преступникам удалось привлечь к своей деятельности ряд лиц, уже знакомых с этим криминальным бизнесом. Была создана сеть информаторов на самом предприятии, в охранных структурах, в диспетчерской службе и т. д. Около трех десятков людей «работали», получая свою долю с каждой кражи.
Согласитесь, как в степи найти нефтепровод, если он зарыт на глубину пять-шесть метров? Не иначе как с подсказки тех, кто точно знает координаты трубы. Предприятие только успевало подсчитывать ущерб — практически ни один месяц не обходился без краж, которые проводились с соблюдением строжайших мер конспирации, обеспечивались контрнаблюдением — на постах, на подъездах приборы ночного видения использовались для того, чтобы обнаружить посторонние машины, сотрудников правоохранительных органов. То есть существовал целый комплекс мер по сопровождению хищения с применением технических средств, вплоть до радиоперехвата.
В сентябре 2006 года этой преступной группе пришел конец. Сотрудники Федеральной службы безопасности получили информацию о готовящейся крупной краже нефти на одном из предприятий «Ставропольнефтегаза». В качестве покупателя выступил житель Кабардино-Балкарии. Комплекс оперативных мероприятий, который провели сотрудники УФСБ совместно со службой безопасности ООО «РН-Ставропольнефтегаз», завершился обнаружением врезки, задержанием членов ОПГ и автомашины КамАЗ с прицепом, внутри которых находились специально оборудованные емкости, наполненные похищенной нефтью. По данным, собранным сотрудниками УФСБ, прокуратурой края было возбуждено уголовное дело. В ноябре 2007 года Нефтекумским районным судом были признаны виновными и осуждены пять членов ОПГ.
После того как была задержана эта группа, отмечают в пресс-службе УФСБ РФ по Ставропольскому краю, в Нефтекумской прокуратуре и милиции было возобновлено около 15 уголовных дел, которые лежали мертвым грузом. Да и урок оказался впрок. С тех пор врезки в трубы «Ставропольнефтегаза» не финансируются. Впрочем, и оперативные мероприятия по пресечению незаконного оборота нефтепродуктов сотрудники УФСБ не прекращают.
1 августа 2008 года