Живи долго, «Тальяночка»
Если учесть, что в фестивале приняли участие творческие коллективы из большинства регионов нашей страны, а также ФРГ, Румынии, Израиля, Украины, то достижения наших самодеятельных артистов весьма весомы. Тем более что возраст у «Тальяночки» совсем детский – всего три года: первый концерт был дан 8 мая 2005 года.
Когда отставной майор В. Двоеглазов во всеуслышание заявил о намерении создать при Центре культуры и досуга г. Изобильного ансамбль, где главным музыкальным инструментом будет русская тальянка, а основу репертуара составят народные и казачьи песни, многие посмеивались: мол, где ты толковых гармонистов возьмешь? А костюмы? А гармошки? Все это нынче больших денег стоит…
Но Вячеслав Васильевич в успешности своей затеи был уверен: за долгие годы успел убедиться, что тальянка привлекает и старых, и малых, и простых тружеников, и интеллигентов. Смотря как играть. У него и дед-фронтовик с гармошкой всю войну прошел, и дядя, погибший в Румынии, в перерывах между боями солдат бодрой песней веселил, и отец виртуозно исполнял самые различные мелодии – от классики до частушек.
Сам он начал осваивать нехитрый инструмент еще в первом классе. А в четвертом уже выступал на районном конкурсе гармонистов. И в армию с любимой трехрядкой ушел. И, став офицером, с ней не расставался. Многие лейтенанты тоже поначалу посмеивались: дескать, что с него взять – деревня… А потом, когда дела во взводе Двоеглазова резко пошли в гору, когда начальство, распекая проштрафившихся младших офицеров, ставило Вячеслава в пример, те в оправдание бормотали: «Так у него же гармошка…»
Оказывается, молодой взводный почти каждый вечер давал импровизированный концерт для своих подчиненных. Коль в службе или дисциплине что-то было не так, мог в наказание не играть пару дней, а то и неделю. На окраине ракетного полигона в казахстанской степи без тальянки было тоскливо.
Вот и изобильненских предпринимателей он убеждал не словами, а виртуозной игрой. Деньги спонсоры выделили. И на костюмы, пусть поначалу простенькие. И на три тальянки (Вячеслав сам ездил их выбирать на тульский завод). А вскоре и энтузиасты нашлись: Анатолий Ефремов, Олег Широких, Валентина Павлова, Татьяна Мясоедова, Татьяна Горенко, Людмила Ефремова, Татьяна Будникова.
Работающих только двое – супруги Ефремовы. Остальные – пенсионеры и инвалиды. Им бы по домам сидеть да за внуками глядеть, а они почти все Ставрополье объехали: выступали на полевых станах и в воинских частях, в Нефтекумске и краевом центре, побывали в составе районной делегации в Наурском районе Чечни… Более семидесяти концертов. И всюду «Тальяночку» принимали на «ура».
- Профессионалом с определенной натяжкой можно считать только Олега Широкова: он закончил музыкальную школу по классу баяна, - характеризует участников ансамбля В. Двоеглазов. – Ефремов – чистой воды «слухач», нотной грамотой не пользуется, но какие рулады выводит…
О женщинах разговор особый. Возраст не юный, здоровье частенько пошаливает, но находят в себе силы ездить по отдаленным станицам и хуторам района, собирать полузабытые русские напевы. После одного из выступлений на фестивале к Двоеглазову подошли сразу несколько «телевизионщиков»: мол, на каком языке вы только что пели? Тот отвечает: на русском, это «птишанские» песни, в старину их так «играли» в селе Птичьем… Отсюда и благодарственное письмо «За сохранение местного фольклорного материала и местных исполнительских традиций».
Диплом 1-й степени получило трио гармонистов «Тальяночки». И не случайно первый телеканал уделил ему львиную долю съемочного времени (осенью посмотрим): другим коллективам до мастерства изобильненских самодеятельных артистов было далеко. Второе место получили за исполнение народных и казачьих песен, песен фронтовых лет и остроумных частушек.
Что интересно, для любой аудитории у «Тальяночки» имеется свой репертуар: она славит хлеборобов и воинов, казаков, исполняет лирические песни, высмеивает лежебок и бюрократов, призывает к миру и согласию. Одно обидно: диски с записями этих концертов достать невозможно. Хотя спрос имеется. Но уж больно хлопотное и дорогое это дело – работать в студии.
А еще на фестивале изобильненцев поразило число молодых гармонистов, съехавшихся из различных уголков России. Тальянка живет и здравствует в самой что ни на есть глуши. А у нас? В музыкальных школах учат игре на баяне и аккордеоне, на скрипке и фортепиано. А исконный русский инструмент почти забыт. Может, хотя бы факультативы организовать?
Теперь о планах. Помимо местных концертов, «Тальяночка» мечтает принять участие в международном конкурсе гармонистов, который состоится в Новосибирске в начале будущего года. Обновляют репертуар, к спонсорам подходы ищут. И на помощь властных структур надеются. Ведь не только на себя работают: славу района и края приумножают.