Как уже сообщала «Ставропольская правда», последнее перед уходом депутатов на каникулы заседание комитета ГДСК по образованию, науке и культуре было посвящено обсуждению реализации краевого Закона «Об образовании» в части профессионального образования. Сегодня итоги разговора подводит на страницах газеты председатель комитета Евгений Бражников. Евгений Бражников

– Как известно, в последние годы система начального и среднего профессионального образования претерпела серьезные изменения. Учреждения НПО и СПО

переданы с федерального на уровень субъектов РФ. На Ставрополье в связи с этим созданы три ресурсных центра на базе ведущих учреждений СПО и единый педагогический комплекс на базе Ставропольского государственного педагогического института. Это позволило сконцентрировать кадровые, учебные и производственные ресурсы. Вместе с тем нерешенных проблем по-прежнему много. Они касаются как финансового, так материально-технического и кадрового обеспечения.

Особо волнует депутатов качество подготовки специалистов в системе НПО. Ситуация такова, что будущих рабочих приходится обучать на устаревшем оборудовании, износ которого к тому же достигает 70 процентов. Достаточно сказать, что токарные и фрезерные станки в училищах — пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Современное диагностическое и технологическое оборудование практически отсутствует. Низкий уровень заработной платы преподавателей и мастеров ведет к оттоку из системы высококвалифицированных кадров, педагогический корпус не обновляется. В результате — знания, умения и практические навыки выпускников колледжей и ПТУ не соответствуют требованиям современного производства. Не полностью отвечают им и учебные программы. Так, в соответствии со стандартами начального профессионального образования учебные заведения выпускают рабочих 3-го квалификационного разряда, а работодатели запрашивают специалистов 4-6-го разрядов.

Тревожит и разбалансированность в крае рынков труда и образовательных услуг. Один пример. К 2012 году Невинномысск получит 11203 специалиста с высшим образованием, 3695 — со средним специальным и лишь 1474 рабочих с начальным профессиональным. То есть в среднем из 10 выпускников квалифицированным рабочим будет только один. А ведь уже сейчас в городе ощущается острая нехватка арматурщиков, каменщиков, сварщиков, кровельщиков, бетонщиков и т. д. В то же время более трех тысяч молодых людей обучаются в невинномысских вузах по специальностям «юрист», «экономист», «менеджер», хотя трудоустроиться им все труднее.

Сейчас в России на одного рабочего приходится два специалиста с высшим образованием.

Дефицит квалифицированных работников в сфере производства является тормозом экономического роста, причиной отказа предпринимателей от тех или иных экономически выгодных для страны проектов, инвестиций. Нехватка квалифицированного персонала настолько масштабная проблема, что по значимости она оставляет позади даже нехватку финансов.

В то же время и трудоустроиться по полученной специальности сложно. В 2007 году это смогли сделать только 47 процентов выпускников учреждений профессионального образования.

Кроме упомянутых выше причин — недостаточно высокого уровня подготовки молодых специалистов, несогласованности спроса и предложения — есть и другие. Например, зачастую выпускник с новеньким дипломом приходит на предприятие, в фирму, где требуются работники его профиля, но узнает, что основное условие быть принятым — от трех до пяти лет трудового стажа по данной специальности. У молодого человека возникает ощущение замкнутого круга.

Требования к уровню квалификации в рыночных условиях стали весьма жесткими, в то же время работодатели не желают вкладывать средства в профессиональную подготовку. Старые связи образовательных учреждений с крупными базовыми предприятиями нарушены. Работодатель сейчас не предоставляет базу для производственной практики, не вкладывает средства в переподготовку специалистов, не обеспечивает выпускников ПТУ, колледжей и вузов жильем (хотя бы местом в общежитии), а их первоначальный заработок низок и не позволяет снимать жилье по найму.

Необходимо искать новые контакты с широким кругом социальных партнеров. Сегодня многие учреждения профессионального образования готовы к целевой подготовке кадров, когда предприятие направляет на учебу и финансирует на договорной основе молодого человека, получающего необходимую для работодателя специальность. При этом заказчик имеет право контролировать содержание учебного процесса. В результате он получит соответствующего его требованиям профессионала, а учебное заведение будет уверено, что выпускник не останется без работы.

Думается, в крае назрела ситуация принятия закона о трудоустройстве молодых специалистов — выпускников учреждений НПО, СПО и ВПО. Совмест-ными усилиями всех уровней власти, бизнеса, профессионального сообщества, всех заинтересованных сторон мы сможем достичь нового качества профобразования, обеспечивающего подготовку специалистов нового поколения.

(по материалам информационного отдела ГДСК).

Лариса ПРАЙСМАН