Незконное строительство торгового центра в Буденновске
Ударная стройка
Объект расположен практически на окраине города, на улице Кочубея, резко выбиваясь своей масштабностью из общей картины одноэтажных частных домовладений в этом районе. Он отличается и броской современностью — все стены полностью «собраны» из синего стекла. Земельный участок, на котором еще недавно стояли три небольших домика, принадлежит жителю села Толстово-Васюковского Сергею Нестеренко.
...Во дворе, опоясанном алюминиевым шатким ограждением, человек десять трудяг. Трое лежат, отдыхая в тени высокого здания. Интересуюсь у них, где можно найти хозяина. Оказалось, никто его фамилии и имени не слышал. Чуть поодаль от будущего супермаркета кипит жаркая работа. Автокран снимает с грузовика бетонные плиты перекрытия и укладывает их на выведенные рядом со стеклянным трехэтажным «коробом» стены будущего автотехцентра и сауны. Об этом охотно поведал паренек-стропальщик.
- Значит, Нестеренко купил четвертый дом вдобавок к прежним и не только успел его снести, но и соорудить здесь целый комплекс, - удивился приехавший со мной на ударную площадку старший помощник Буденновского межрайпрокурора Андрей Репченко. - Похоже, тут времени даром не теряют.
У некоего Володи удалось добыть номер мобильника С. Нестеренко. А еще Володя сказал, что зря мы тут пытаемся найти признаки правонарушения, с документацией на объект все нормально и об этом подробнее расскажут «юристы Сергея».
- Их что, несколько?- невольно вырвалось у меня. Дело в том, что в райпрокуратуре я узнал, что хозяин участка трудится простым экспедитором в одной из организаций района и, по его собственному признанию, сделанному сотрудникам надзорного ведомства, зарабатывает... полторы тысячи рублей в месяц. И никакой дядя-миллионер наследства ему не оставлял.
Однако мой вопрос остался без ответа. Володя лишь посоветовал позвонить одному из «юристов» — Расулу. Ему я позвонил, но он сослался на то, что сейчас «у них горячая пора - уборка зерновых» и пообщаться со мной сможет как минимум через неделю. Звоню Нестеренко, он пояснил, что находится в командировке в «соседнем районе края», а завтра будет уже в другом — такая уж у него работа разъездного характера. Денька через четыре — пожалуйста. А вообще он должен связаться с неким человеком и проконсультироваться насчет интервью…
Соседи, у которых владелец земельного участка собирал подписи-согласия, прежде чем приняться за стройку, рассказали, что им обещали здесь небольшой магазинчик, этажа в полтора-два. Они и дали добро. А потом увидели, что объект все «добреет» и «добреет» на глазах до непомерных размеров.
- В местной газете два раза писали про этот торговый центр, и там было ясно сказано, что суд обязал Нестеренко прекратить строительство и снести здание, но, как видите, работы здесь не прекращаются, - всплескивает руками женщина, живущая неподалеку. - Мы теперь представляем, что нас ждет, когда сюда по нескольку раз в день будут приезжать машины с товаром, чтобы «насытить» такой супермаркет. А автосервис? Уже сейчас на площадке перед ним останавливаются по два-три КамАЗа, шоферы снимают колеса, ремонтируют грузовики. В общем, чувствуем, что жизнь предстоит «веселая».
Вопросы безопасности
На центральной площади города встречаю знакомого и завожу разговор о стеклянном синем здании. Оказывается, это сооружение – своеобразная знаменитость в небольшом Буденновске.
- Многие грешат на главу, - делится со мной общественным мнением знакомый. - Думают, что именно с его позволения вырос этот «айсберг». Кто-то даже перезиденту написал о творящемся беспределе.
Однако администрация Буденновска разрешение на строительство Нестеренко не выдавала. Наоборот, она неоднократно выдавала ему предписания о прекращении самовольных работ. А 15 октября прошлого года на место выезжала комиссия из специалистов отдела архитектуры и градостроительства, возглавляемая бывшим главным архитектором Людмилой Могильной. В акте проверки зафиксировано, что «строительство объекта не прекращено и продолжается». Так было до тех пор, пока здание не превышало двух этажей, а как появился третий, то тут компетенция горадминистрации согласно Градостроительному кодексу РФ и кончилась. Началась юрисдикция краевой инспекции Госстройнадзора.
В общем, ситуация нуждалась в серьезном разбирательстве. 25 декабря 2007 года горсудом были удовлетворены требования Буденновского межрайпрокурора Игоря Никишина и вынесено решение о прекращении строительства и снесении незаконно возведенного здания. Но после поданной ответчиком С. Нестеренко кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда отменила решение суда первой инстанции и вернула дело на новое рассмотрение в Буденновск. Тут уж Нестеренко поспешил обратиться в горсуд с заявлением о признании права собственности на самовольное строение. Городской суд объединил два дела и рассматривал их в одном производстве. Неожиданно для всех (те, с кем мне довелось беседовать в командировке на эту тему, без преувеличения, пребывают в шоковом состоянии) судья Владимир Шишкин четвертого июня 2008 года признал за С. Нестеренко право собственности на незавершенный строительный объект.
Судя по мотивировочной части судейского документа, основным поводом для принятия решения в пользу Нестеренко послужило то, что в судебном заседании прокуратурой не было доказано, будто «самовольное строительство создает опасность здоровью и безопасности неопределенного круга лиц, то есть возможность обрушения здания может привести к гибели людей или повреждению их здоровья». И ни слова об изначальной причине - нарушении установленного законом порядка, породившем самовольное строительство!
Спрашивается, зачем тогда государство такой порядок установило и напридумывало всяких обязательных норм, если их спокойно можно нарушать без каких-либо последствий (смехотворные, до двух тысяч рублей, штрафы не в счет)?
Кстати, прокуратура уверена: доказывать обстоятельства опасности или безопасности, что трехэтажная «стекляшка» не рухнет, как это было с печально известными аквапарками в Москве и Санкт-Петербурге, должен был сам С. Нестеренко, так как именно он обратился в суд с иском к администрации. Непонятно, почему на заседание не была приглашена третья сторона — инспекция государственного строительного надзора Ставропольского края, чьи специалисты уж наверняка бы дали компетентную оценку.
Все по закону!
Главный архитектор Буденновска Инна Чумакова и главный специалист администрации по строительству Галина Красий согласны, что все надо делать по закону. Но тут же оговариваются, что случаи, когда суд при отсутствии факта самозахвата земельного участка (а С. Нестеренко участок не захватывал) легализовывает объект недвижимости, нередки. «Вон посмотрите, что в Ставрополе делается, а вы к нам приехали разбираться!».
Относительно «стекляшки» на улице Кочубея Г. Красий сообщила, что сейчас готовится предпроектная документация на торговый центр. Предпроектная! Это при готовом-то здании.
Получается, что новоявленным предпринимателям гораздо проще и дешевле что-то построить без всяких документов, закрыть глаза на всяческие предписания и административные наказания, выплатить штрафы, а потом уже в суде узаконить объект. Как, собственно, и произошло с С. Нестеренко.
Через несколько дней мне все же удалось поговорить по телефону с его адвокатом Расулом, и мой собеседник разот-кровенничался:
- Буденновская прокуратура во многом права. Да, строительство началось без разрешения. Но что нас на это толкнуло? Безысходность. Перед получением акта выбора земельного участка нужно согласовать вопрос во множестве различных инстанций. И кроме этого куча дел — документ на снос старых жилых домов, бумага на перевод земельного участка из индивидуальной застройки в общественную и прочее. Уже третий год мы не можем всего этого добиться. Я у прокурорских работников спросил, почему вы предъявляете претензии к нам? Разберитесь вначале с причинами, затягивающими получение какого-либо согласования на долгие месяцы. Мы же не атомную электростанцию возводим, а всего лишь магазин.
По информации «СП», сегодня некая организация разрабатывает проект не на трех-этажное, а (внимание!) на двух-этажное здание с подвалом и техническим этажом на участке С. Нестеренко, что на улице Кочубея. Если это будет узаконено, то в таком случае объект не сможет контролироваться ни местной администрацией, ни инспекцией Госстройнадзора СК. А точнее, никем! Стало быть, и безопасность торгового центра как сооружения никем контролироваться тоже не будет. И если муниципалы выдадут разрешение на это здание, они целиком и полностью возьмут ответственность на себя за все, что может произойти впоследствии.
18 июля 2008 года