Издание литературы ставропольских авторов - больной вопрос
Подтверждением этой мысли может служить ситуация, сложившаяся в системе ставропольского книжно-журнального издания и распространения. Вспомним, как она выглядела в прежние, не столь давние времена. Существовали краевое отделение Союза писателей СССР (и при нем активное бюро пропаганды), краевое управление культуры, краевое книжное издательство, ставропольский книготорг и все и всех направляющие партийные органы. Это была отраслевая вертикаль от Москвы до самых до окраин. Государственные помещения, их содержание, финансирование изданий и сбыт - все было взаимосвязано и служило главной цели - нравственно-патриотическому воспитанию человека и идеологическому укреплению государства в понимании действовавшей власти.
Но вот грянул 1991-й. Писательский Союз вошел в состояние полураспада. Примерно в это же время ставропольский комитет по печати, пожалуй, из благих побуждений взял на себя функции издания выходящей в крае литературы. Вскоре Союз писателей СССР разделился надвое, лишившись прежнего солидного статуса с соответствующими финансовыми и моральными последствиями. Краевое управление культуры трансформировалось в министерство, за которым остались опека над писателями и не всегда радостное общение с ними. Тут, не вдаваясь в детали, еще следует упомянуть и о других важных событиях. Когда объявили приватизацию, мы все кое-что существенное потеряли: ставропольский Дом книги, собственную сеть распространения. Филиалы процветающих у нас московских, ростовских, новосибирских сетей никакого особого интереса работать со ставропольской книгопродукцией или периодической печатью не имеют. Мы для них конкуренты, и прежде всего их интересует прибыль от собственной продукции. Вот причина, по которой хорошо зарекомендовавший себя литературный журнал «Южная звезда», вышедший на всероссийскую арену, практически не известен на... ставропольском книжном рынке. Если же согласиться на кабальные условия продажи, которые диктуют пришлые фирмы, пропадает всякий смысл издания... То же самое происходит и с газетной продукцией. Но об этом надо говорить отдельно.
Чтобы осознать странность создавшейся ситуации, попробуем расписать «партитуру» выхода в свет, например, альманаха «Литературное Ставрополье». Первый шаг - выход министерства печати на краевые государственные структуры, ведающие бюджетом. После принятия бюджета средства, выделенные на издание альманаха, проходят через конкурс или аукцион, и с тем издательством, которое его выиграло, заключается контракт. Согласно ему, отпечатанный тираж передается издательством министерству печати без права распоряжаться даже авторскими экземплярами. Затем по распоряжению минимущества тираж передают министерству культуры, по распоряжению которого краевая библиотека распространяет «Литературное Ставрополье» по библиотечной сети края.
В общем, сюжет с явно непростыми решениями. Мало того, что с момента издания до прихода к читателю проходит два-три месяца, так после всех перипетий остается не до конца ясным, действительно ли 999 экземпляров альманаха попадают в руки страждущих читателей? С одной стороны, разные ответственные личности поочередно заявляют, что в этом смысле с альманахом «все в порядке». С другой, никто иной, как автор этих строк убедился в неточности подобных заявлений в ходе проходившего в средней школе № 11 г. Ставрополя круглого стола по проблемам изучения региональной литературы. Так вот, школьные библиотекари говорили: никакого альманаха они не получили и увидели его в первый раз в руках профессора СГУ Л. Егоровой, прибывшей на круглый стол. Получается, местная литература у нас есть, а серьезного умного альманаха, практически единственного, кто печатает эту литературу, ни в школах, ни в гуманитарных вузах нет?! А недавно и вовсе стало известно, что изрядная часть тиража за 2007 год до сих пор пылится на складе.
Невольно рождается «детский» вопрос: а почему нельзя просто-напросто купить журнал в магазине? А потому! По существующему законодательству, печатная продукция, изданная на «основные средства», не может быть распространена коммерческим путем. Более того, знаю не понаслышке: никто из пишущих в альманах не может ни получить, ни купить хотя бы один экземпляр с собственной публикацией! Ни выпускающее его издательство «Юркит», ни кто-либо иной не имеют права выделить энное количество авторских экземпляров, как это было прежде.
Так что, собственно, происходит и что первично - закон для человека или человек для закона? Почему в Волгограде, Краснодаре, Саратове, Иркутске, Махачкале, Казани, Новосибирске, Ростове, Вологде и других городах России выходит по два и более бюджетных литературных изданий, выделяются порой десятки миллионов рублей в год на издание местных авторов, привлекаются на эти цели внебюджетные средства, а у нас такие проблемы с распространением одного альманаха? Эти вопросы вот уже сколько лет поднимаются на собраниях обеих писательских организаций, обсуждаются в част-ных беседах, выносятся на читательское обозрение. В серии интервью «СП» с писателями В. Маляровым, В. Бутенко, В. Звягинцевым, Е. Полумисковой, С. Подольским, председателями обоих союзов - А. Куприным и Т. Третьяковой-Сухановой – вопросы издания и распространения книг и журналов поднимались в 2007-м - накануне 70-летия писательской организации Ставрополья. На этот раз те же самые вопросы я обратила к непосредственному участнику всех стадий литературного процесса, главному редактору «Южной звезды», члену Союза писателей России Виктору Кустову.
- Скорее всего, - ответил он, - речь должна идти о чиновнике, который далеко не всегда хорошо знает законодательство и видит в нем прежде всего запретительные мотивы. Между тем я, издатель, в том же самом законе нахожу мотивы разрешительные, а значит, и почву для положительного решения. Уже сколько лет ситуация с изданием и распространением литературы и периодики у нас действительно нездоровая. Не желая того, писатели весьма неустойчиво сидят на двух «стульях» - между министерством культуры и комитетом по печати. Необходимо, думаю, приводить все к единому знаменателю, что-то всерьез менять. Тем более что в правительстве края новая команда с новыми свежими идеями. Это вселяет надежду.
18 июля 2008 года