00:00, 11 июля 2008 года

Коррупция в России - наследие коммунистического строя

Почему мнимая? А потому что отнюдь не борются у нас с ней. Как бы пародийно это ни звучало, но вся страна, в один прекрасный момент вдруг осознав губительные масштабы коррупции, стала не противодействовать ей, а сначала ломать голову над тем, что это такое и вообще, как говорится, с чем его едят.

Вот и сыплются по сию пору с телеэкранов и газетных страниц громкие и витиеватые определения коррупции. Причем знатные эксперты даже спорят между собой о каких-то якобы значительных (но вот для кого?) нюансах и деталях.

А между тем страна продолжает все глубже и глубже погружаться в коррупционное болото. И то, что увязла она в нем неслабо, осознает регулярно практически каждый из нас – когда днями стоит в очереди за подписью к тому или иному чиновнику, собирает целую стопку «архиважных» справок или месяцами ждет каких-то незначительных согласований. И при этом какие бы определения российской коррупции ни давали бы светлые умы, суть всегда остается одна. Основа коррупции – негласная круговая порука. О ней знают все, но уже воспринимают это явление как неотъемлемую часть жизни. Как раз от этого, считаю, и надо стране поскорее избавляться. Причем необходимо искоренить зло в первую очередь внутри административной госсистемы.

Для примера вернемся к тем же злополучным подписям и согласованиям. Вот одна из традиционных и знакомых большинству из нас схем: нужно получить какое-то разрешение или оформить некий документ, в уполномоченном на это ведомстве выдается вам, скажем так, бегунок. По сути, решающей является здесь всего одна подпись – естественно, из-под пера начальника. Она же в бумажке может появиться только после десяти, а то и пятнадцати дополнительных виз начальников других управлений и комитетов… Знакомо? И скажите, возможно ли все эти многократные согласования назвать иначе, чем круговая порука – бестолковая для общества и выгодная всего нескольким чиновникам. Эти десять-пятнадцать людей кулуарно решают важные для нас вопросы лишь по личному усмотрению (а бывает, что и по настроению).

При этом одни чиновники, часто даже не вникая в суть дела, подписывают бумажку, давая зеленый свет каким-то абсолютно противоправным действиям. А нередко случается и так, что уникальный и полезный проект гибнет, когда у аппарата есть однозначное указание высшего руководства «ни в коем случае не подписывать». Вот и начинаются тогда традиционные пустые придирки к запятым и точкам, печатям и формулировкам. Причем заметьте, в этой схеме даже не всегда идет речь о вымогательстве денег. Тем не менее вопрос решается сугубо в интересах конкретной горстки госслужащих или тех коммерческих структур, которые за ними стоят. Ну не коррупция ли?

К слову, даже если она выливается в свою крайнюю степень и речь заходит о вымогательстве взятки, круговая схема практически всегда остается неизменной. Денег требует один, получает их другой, а бесплатно подписывает нужный документ третий… И более всего печалит здесь один момент. Как раз тот начальник, чья подпись обычно венчает все предыдущие согласования, практически полностью освобождается от какой бы то ни было ответственности. Проследить в этой чехарде виз, на каком именно этапе была совершена ошибка или допущен какой-то просчет, потом очень непросто. Тем не менее в итоге человек, который вроде как в решении вопроса играет решающую роль, абсолютно ни за какие промахи не отвечает. И он прекрасно знает о том, что наказан за неправильные решения он скорее всего не будет. Уж сколько примеров накопилось, когда провинившихся высокопоставленных чиновников «карали» чисто символически: переводили в другой регион или назначали на другую почти равнозначную должность...

Печально, что явление это чуть ли не с каждым днем все растет и ширится. В чем причина неискоренимости и масштабности коррупции? Почему ею пропитана насквозь чуть ли не вся государственная машина? Корни проблемы, как водится, следует искать в прошлом. Пусть раньше и не было такого слова, но коррупция – это, на мой взгляд, наше коммунистическое наследие. Наследие, от которого нужно поскорее отказываться. Причем категорически.

Ведь и тогда, вспомните историю и недавнее прошлое, самые важные решения принимали буквально десяток человек: партийная верхушка выдавала свои решения за волю народа. Тогда и ответственности личной у руководства страны, по сути, не было, она ложилась вроде как на всех сразу. Вот откуда ведет начало коррупционная Россия… Именно та Россия, которую, не секрет, так активно критикуют на Западе.

И знаете, я уверен, что во многом нас правильно критикуют. Ведь замечания относятся не столько к самой России, они в первую очередь касаются ее демократического строя. Мы думаем, что у нас есть свобода слова, есть верховенство закона и т. д. В конце концов есть сама демократия. Но не надо откровенно подменять понятия. Полная демократия придет тогда, когда уйдет та самая круговая порука.

Что это значит? Что каждый из нас открыто сможет призвать к ответу того, кто принял противозаконное решение. И главное, что ошибавшийся будет в таком случае реально наказан. Как достичь этого? Во-первых, безусловно, нужно значительно уменьшить количество человек, участвующих в административных процессах. Во-вторых, четко закрепить за каждым чиновником конкретную область его полномочий, то есть определить, где он сможет принимать именно решения, а не давать согласования. Согласования – это ведь по сути обычные консультации, которые можно проводить, как говорится, в рабочем порядке. Информационный обмен между ведомствами при помощи современных технологий – это как раз цивилизованная и безопасная схема, которая стала уже повседневной реальностью.

А мы – граждане – должны в итоге получать готовый продукт в виде решения своего вопроса. А вот тонкости и «секреты» производства этого продукта, согласитесь, должны оставаться за кадром. Зато в случае ошибки или попытки вымогательства взятки мы будем знать, что виновного можно найти и по-настоящему привлечь к ответственности.

И эти абсолютно прозрачные схемы уже отработаны теми же европейцами. У нас даже на региональном уровне на решении каких-то вопросов задействованы сотни человек, там же на всю страну в аналогичных структурах хватает буквально пяти-шести десятков специалистов. А все потому, что есть определенная практика работы, которая не позволяет развивать круговую поруку. Там чиновник реально понимает, что он несет полную ответственность за все свои должностные решения и поступки.

Постигнем ли мы на практике аналогичного уровня, на самом деле непонятно. Но хочется надеяться, что Россия, которая уже застоялась на распутье, все же возьмет этот курс. Уж очень часто наша забюрократизированная система стала буксовать в различных вопросах. Ведь выстроилась же у нас довольно жесткая вертикаль управления, но почему-то не работает она. А упустили-то всего один маленький элемент: нигде не прописали ту пресловутую личную ответственность. Вот и тянет чуть ли не каждый из армии чиновников одеяло только на себя, забывая о том, что они всего лишь винтики в большой государственной машине, которая должна работать прежде всего на благо людей.

А. ТИХОНОВ
«Ненужное наследство»
Газета «Ставропольская правда»
11 июля 2008 года