Сегодня сотрудники Госавтоинспекции празднуют семьдесят второй день рождения службы. Их профессия в разные периоды именовалась по-разному: орудовцы, автоинспекторы, гаишники, теперь гибэдэдэшники. Но правильнее этих людей было бы назвать – стражи дорог. Они всегда на посту, и именно от их умелых действий и самоотверженной работы зависит безопасность движения. Многие инспекторы говорят, что чувствуют себя словно на переднем крае боевых действий: кривая дорожно-транспортных происшествий год от года неуклонно ползет вверх, и, что самое страшное, все больше людей гибнет на дорогах.
Спаниель Вика – полноправный сотрудник милиции Ипатовского КПМ

Спаниель Вика – полноправный сотрудник милиции Ипатовского КПМ

© Фото отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по СК.

Александр Усс. Начальник МОГТО и РЭР Ставрополя

Александр Усс. Начальник МОГТО и РЭР Ставрополя

© Фото: Александр ЦВИГУН

Регистрационный отдел МОГТО и РЭР Ставрополя.

Регистрационный отдел МОГТО и РЭР Ставрополя.

© Фото отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по СК.

Инспекторы ГИБДД Ставропольского края на службе.

Инспекторы ГИБДД Ставропольского края на службе.

© Фото отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по СК.

Ясно – число авто на дорогах в ближайшие годы значительно увеличится, поэтому надежда на профессионализм сотрудников ГИБДД. И потребность в их работе тоже будет возрастать. А сегодня в краевой структуре ГИБДД живут так.

За жизнь без «пробок»

Как театр начинается с вешалки, так автомобильная «биография» каждого водителя начинается с регистрационно-экзаменационного отдела ГАИ: здесь проводится техосмотр автомобилей и мотоциклов, ставится на учет транспорт, сдают экзамены водители-новички. Для жителей краевого центра и близлежащих районов – это межрайонный отдел гостехосмотра и регистрационно-экзаменационных работ.

– Мы обслуживаем территории Грачевского, Шпаковского, Александровского районов и Ставрополя, – рассказывает начальник МОГТО и РЭР Ставрополя Александр Усс. – Сегодня у нас на учете состоит более 170 тысяч единиц транспорта. И количество автовладельцев все время растет: ежедневно проводим около пятисот регистрационных действий. Нагрузка, конечно, колоссальная. Для улучшения обслуживания посетителей и повышения эффективности работы подразделения мы открыли два дополнительных пункта регистрации транспортных средств, где любой автомобилист, проживающий на территории края, может не только зарегистрировать свое «средство передвижения» и получить регистрационный знак, но пройти техосмотр и получить соответствующий документ. В головном здании начали действовать несколько дополнительных «окон приема», мы работаем и в субботу. Понятно, что ехать из того же Александровского в Ставрополь для регистрации или прохождения техосмотра — неудобно, накладно. Поэтому наши сотрудники в обязательном порядке один день в неделю выезжают на работу по районам. Например, в уже названное Александровское выезжаем каждый понедельник: два понедельника в месяц отводятся на регистрацию транспорта, два — на прием экзаменов.

Принятые меры позволили уменьшить очереди, увеличить количество обслуживаемых посетителей и улучшить условия приема. Тем не менее скорость обслуживания не должна быть самоцелью. Оформление документов, как и процесс регистрации, требует определенной процедуры, тщательной проверки самого автомобиля и документации. И искусственно «убыстрять» прохождение проверки никто не собирается, дабы не допустить незаконной регистрации машины. Так же мы подходим и к экзаменовке водителей, после окончания учебных заведений, отсекая кандидатов, пока еще не способных к самостоятельному управлению автотранспортом.

– За пять месяцев текущего года мы приняли несколько тысяч человек, сдававших экзамены на право управления транспортным средством, – говорит А. Усс. – К сожалению, процент сдающих с первого раза невелик, всего половина из общего количества. Виной тому — некачественное обучение во многих автошколах, а сотрудников ГИБДД, к сожалению, отстранили от участия в обучении вождению. Мы выпустили памятки для водителей, в которых есть руководство, как действовать в той или иной ситуации — от ДТП до оказания первой помощи пострадавшим в аварии. Эти брошюры выдаем каждому свежеиспеченному «рулевому».

Кстати, компьютерный класс, где подтверждают свои знания «чайники», оборудован по последнему слову науки и техники. Как и полигон, где будущие водители на практике подтверждают свое право на получение заветных «корочек». С особой гордостью Александр Усс провел корреспондентов «СП» по недавно построенной современной станции прохождения техосмотра. Аналогов по технической оснащенности ей нет в крае — здесь может пройти техосмотр и «Ока», и многотонный больше-груз. Но работа сотрудника МРЭО — не только «бумажно-техническая» рутина. Тут, как говорится, есть место и подвигу, то есть пресечению противоправных действий. За пять месяцев здесь выявлено 150 авто с измененной маркировкой, 11 находившихся в розыске транспортных средств, задержано два находившихся в федеральном розыске преступника.

Служба, что и говорить, напряженная: слабонервные и халатные здесь не задерживаются. Поэтому А. Усс очень высоко охарактеризовал команду, которой руководит: ответственные, деятельные, грамотные люди, которые могут справиться с любой поставленной задачей.

Заслон на трассе

Дорога не ведает праздников и выходных, поток машин заполняет ее и днем, и ночью, в мороз и в жару. Одна из самых «автозаполненных» трасс края пролегает через Ипатовский район и самая ответственная работа – у сотрудников автоинспекции, служащих на контрольном посту милиции. КПМ — это не только преграда террористам, контрабандистам и прочему криминалитету. Это еще и справочное бюро, и спасительный приют для пассажиров безнадежно заглохшей в непогоду машины. Здесь поток не редеет ни днем, ни ночью, за сутки КПМ «пропускает» несколько тысяч машин, так что вариант несения службы здесь всегда усиленный.

– Многие водители относятся к досмотру автомобиля с пониманием, некоторые воспринимают это как оскорбление, – рассказывает начальник КПМ Ипатовского ОГАИ Вячеслав Жуков. – Но служба есть служба, ведь что только не пытаются провезти: и наркотики, и оружие, и контрабанду. Только за июнь мы проверили более шести тысяч единиц транспорта, выявили 34 факта незаконной перевозки грузов, три факта незаконного оборота наркотиков, два случая нелегального провоза оружия.

Начальник ОГАИ ОВД по Ипатовскому району Владимир Пучков с гордостью констатирует, что кривая аварийности на подведомственной ему территории идет на спад. За шесть месяцев этого года зарегистрировано 14 ДТП, а за аналогичный период 2007 года случились 22 автоаварии. Улучшению оперативной обстановки, говорит В. Пучков, существенно помогли различные акции, лекции, разъяснительные беседы со всеми участниками дорожного движения – от водителей до школьников. Для того, чтобы более полно довести до сознания каждого человека, и особенно ребят, важность соблюдения ПДД, ипатовские инспекторы по пропаганде не ограничиваются только словесными наставлениями и поучениями. В качестве примера, к чему приводят ошибки на дороге, они демонстрируют автомобили — или, вернее, то, что от них осталось — побывавшие в ДТП. Метод шокирующий, но зато — самый действенный.

На переднем краю

Стандартное представление о гибэдэдэшнике только как о человеке с полосатым жезлом в руке на обочине дороги – не совсем верно. Хотя на переднем крае борьбы за безопасность стоят именно они, и чем больше будет этих ребят на «тревожных» перекрестках и иных скользких (в прямом и переносном смысле) участках, тем нам всем будет спокойнее за свою жизнь и жизнь близких. Лицо ГИБДД — это инспектор дорожно-патрульной службы. Именно ему доверено за короткое время профессионально оценить любую ситуацию на дороге в рабочем порядке, причем как стандартную, так и нештатную. Об этом твердо помнят в ОБДПС №2 Лермонтова, считающемся одним из лучших в крае.

– Жалко, что зачастую людям видна лишь одна часть работы инспекторов ДПС — наказание нарушителей, – говорит командир батальона Сергей Еременко. — Какими только удостоверениями не трясут перед носом инспектора, какие только угрозы не звучат в его адрес! И как-то забывается, что ведь это мы первыми прибываем на место ДТП, мы растаскиваем изуродованные машины, извлекая из заляпанного кровью салона и оказывая первую помощь тем, кто уцелел.

Строгость к нарушителям и отсутствие поблажек к чинам и званиям сидящих за рулем привели к значительному снижению аварийности на обслуживаемой батальоном территории: 35 ДТП в этом году вместо 51 прошлогодних.

Бывают у сотрудников батальона и нештатные ситуации: погони, перестрелки, силовое задержание. Как, например, случай в мае этого года, когда на КПМ на 380-м километре федеральной дороги «Кавказ» при досмотре автомобиля был обнаружен целый нелегальный оружейный арсенал: два пистолета и 123 патрона. Но трубить о своих «боевых» подвигах автоинспекторы не любят. «Никакой романтики в этом нет», – уверены они.

– Есть просто долг, есть работа, которую нужно выполнять, и в этом высшее предназначение человека в милицейской форме, – говорит начальник УГИБДД ГУВД по СК Борис Булгаков. – Хочу поздравить весь личный состав и ветеранов Госавтоинспекции с праздником и пожелать счастья, здоровья и успехов. К сожалению, хорошего отдыха пожелать не могу – расслабляться нет ни времени, ни возможности. И предстоящий 72-й день рождения ГИБДД многим сотрудникам встречать придется, как и все предыдущие, на посту.

Юлия ФИЛЬ